Бен Шан: жизнь и творчество художника
Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем творчестве декоративную манеру изображения и остросоциальную тематику.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Отец будущего художника участвовал в революционном движении в России, и в 1902 году был сослан в Сибирь. В 1906 году семья Б. Шана перебирается в Нью-Йорк. Вначале Шан учился литографии, затем посещал различные курсы рисования и Национальную академию дизайна.
В 1929-1930 годах, совместно со своим другом, Уокером Эвансом, он снимает художественное ателье, где Эванс всерьёз заинтересовывает его фотоискусством. Многие снимки Шана, сделанные на нью-йоркских улицах, послужили ему впоследствии как материал для картин и настенных панно. Мастер использовал также в работе и газетные фотографии.
Одной из наиболее социально ангажированных была, созданная в 1931-1932 годах серия из 25 полотен «Страсти по Сакко и Ванцетти» (The Passion of Sacco and Vanzetti), в которой несправедливое осуждение и казнь двух рабочих-анархистов представляется как чудовищное повторение Страстей Христовых в буржуазном обществе XX столетия. Эта работа сделала Б. Шана известным в мире искусства: в 1932 году Музей американского искусства Уитни выбирает одну из картин художника для своего первого биеннале, и в том же году он приглашён нью-йоркским Музеем современного искусства принять участие в организуемой там выставке настенной живописи.
Его новаторство, эффекты перспективы, упрощенная трактовка рук и одежды стали средствами, характерными для американской коммерческой иллюстрации и используются в целях, совершенно отличных от тех, которые преследовал сам художник. В 1930-е и 1940-е это общественное сознание повлияло и на других американских художников, в частности, Филиппа Эвергуда, Джозефа Хирша, Мозеса Сойера, Уильяма Гроппера и негритянского художника Джакоба Лоренса.
В более позднее время работы Б. Шана принимают участие в выставках современного искусства в немецком городе Касселе (годы 1959, 1964 и 1977 соответственно). Произведения Шана представлены в музеях в Нью-Йорке (Музей современного искусства и музей Уитни), Филадельфии (Музей искусства), Сент-Луисе (Гор. художественный музей).
ТВОРЧЕСТВО
Искусство Шана несет в себе идейный заряд, оно активно; стенные росписи в США и Мексике 1930-х гг. имели сильное агитационное воздействие, и не случайно Шан был одним из крупных мастеров-«мюралистов» этого периода. В основе творчества Шана лежит рисунок, непосредственно выражающий мысли и чувства художника.
Шан был талантливым фотографом, бытописателем нью-йоркского пролетариата, негритянского населения южных штатов, трущоб больших городов. Его фотоснимки представляют художественную и документальную ценность, кроме того, они нередко служили ему источником сюжетов для картин: таким образом он переносил зафиксированную действительность в иную, эстетически преобразованную сферу.
В 1930-х гг. в живописных произведениях Шана преобладала плакатная плоскостность, некоторая заостренность, даже карикатурность образов («Ванцетти и Сакко с охранниками», 1932, частное собрание, США; «Парад Женского союза христианской умеренности», 1933–34, Городской музей, Нью-Йорк). Постепенно художник перешел к разреженной, уходящей в глубину композиции («Ручной мяч», 1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В военные и послевоенные годы Шан выступил не только как автор броских плакатов, но и как мастер сложно задуманных и зашифрованных аллегорий, зачастую явно сюрреалистического характера. Под влиянием военных событий Шан создал своеобразную «живопись руин», символизирующую разруху, распад («Итальянский пейзаж, II», 1944, частное собрание, США; «Красная лестница», 1944, Городской музей, Сент-Луис). К старости в творчестве Шана нарастают пессимистические настроения («Слепой ботаник», 1954, Художественный музей, Уичита, Канзас; «Варшава 1943», сериграфия, 1963). В последний раз художник активно откликнулся на политические события в 1960–61 гг., создав серию картин под названием «Счастливый дракон» — протест против атомных взрывов в Тихом океане, в результате которых пострадали японские рыбаки одноименной шхуны.
С конца 1940-х гг. в творчестве Шана все чаще появляется библейская и еврейская религиозная тематика. Художник всегда чувствовал связь со своим народом, теперь она нашла выражение в ряде картин и графических работ («Шофар и менора», 1958, частное собрание, США; «Экклесиаст», сериграфия, 1966; цикл сериграфий на мотивы Псалмов, 1960–63). Сюда же относятся рисунки к мозаикам для конгрегации «Мишкан Исраэль» (Нью-Хейвен, Коннектикут, 1960–62) и витражам для синагоги «Бет-Цион» в Буффало (1964–65).
Обращение к зрителю, проповеднический пафос произведений Шана заставляли его прибегать к объясняющим надписям и цитатам, включать их в композицию картины или графического листа. Со временем Шан превратился в мастера каллиграфии. Более того, он иногда делал не только иллюстрации, но и писал на литографском камне текст («Хаггада», 1931 и 1966; «Экклесиаст», 1967).
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В 1957 в Нью-Йорке Шан опубликовал свою книгу “The Shape of Content”. В 1954 г. Шан выпустил со своими иллюстрациями «Алфавит Творения» (Нью-Йорк) по мотивам «Сефер ха-Зохар» (см. Зохар, Моше бен Шем Тов де Леон), а спустя 10 лет — собственную книгу о каллиграфии «Любовь к буквам и восхищение ими» (Лондон, 1964).
В 1933 году Шан ассистирует Диего Ривера при создании монументальной фрески в Рокфеллер-центре (эта настенная живопись была уничтожена ещё до своего окончания в связи с тем, что среди прочих здесь был создан и портрет Ленина).
АФОРИЗМЫ БЕНА ШАНА
- Громче всего требуют тишины…
- Люди говорят — уходит время. Время говорит — уходят люди.
- У меня всего лишь два недостатка.. Плохая память и ещё что то!
- Признав реальность-не пытайся ее оправдать…
- Красота спасет Мир, если она добра. Но добра ли она? Не красота спасет Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты?
- Слабый всегда уступает дорогу сильному и только самый сильный уступает дорогу всем.
- Желая стать свободным, нужно ли освободиться и от этого желания?
- Жизнь так полна и щедра, что человек всегда найдёт, где досыта нахлебаться .
- … люди — животные из царства животных , поэтому и не хотят быть людьми …
- Если голова и сердце работают не по отдельности-значит ты знаком с самим собой!
- Не все в жизни выбираешь, иное- выбирает тебя.
- Любитель — это человек, вынужденный где-то работать, чтобы иметь возможность писать картины, а профессионал — это человек, который имеет возможность писать картины, потому что у него есть работающая жена.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Kerstin Stremmel «Realismus», Köln 2004
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru, peoples.ru, eleven.co.il
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Бен Шан: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook