Лоуренс Альма-Тадема: жизнь и творчество художника
Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema; 1836—1912) — британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи.
Содержание
Биография Лоуренса Альма-Тадема
Биография Лоуренса Альма-Тадема
Лоуренс Альма-Тадема родился 8 января 1836 года в небольшой деревне Дронрийп, в Фрисландии на севере Нидерландов. Тадема — старая фризская фамилия, означающая «Адамов сын». Имена Лоуренс и Альма были даны его крёстными, но после переезда в Великобританию второе имя было включено в фамилию, чтобы в каталогах выставок оказываться в самом начале.
В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
Мать имела склонность к искусству, и решила, что дети должны учиться рисованию, Лоуренс получил первые уроки вместе со старшими сводными братьями у местного художника.
Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником.
В 1852 году он поступил в Королевскую академию Антверпена, где обучался четыре года.
Главным его наставником был Эгидиус Вапперс, Альма-Тадема получил несколько наград за успехи в учении. Он также ассистировал профессору Людвику Яну де Тейе, у которого слушал курсы истории и исторического костюма; их сотрудничество длилось около трёх лет.
В ноябре 1858 года Альма-Тадема стал работать с художником Хендриком Лейсом, чья школа была одной из самой известной в Бельгии.
Под его руководством Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу — «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Успех работы заложил основу дальнейшей популярности художника, картину одобрили не только критики и коллеги по художественному цеху, но и король Леопольд.
С 1862 года Альма-Тадема оставил мастерскую Лейса и с тех пор работал самостоятельно, постепенно сделавшись академическим художником европейского уровня.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. У супругов было трое детей, но единственный сын скончался через несколько месяцев после рождения от оспы. Дочери — Лоранс (1864-1940) и Анна (1867-1943), имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая — художницей; обе так и не вышли замуж. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах, известны также три её портрета.
В 1864 году Альма-Тадема познакомился с Эрнестом Гамбаром — влиятельным бельгийским издателем и продавцом произведений искусства. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию в 24 полотна и устроил первую выставку в Лондоне.
28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра — Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834-1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году.
Проблемы со здоровьем заставили Альма-Тадему переехать в Англию — бельгийские врачи оказались не в состоянии поставить диагноз. По рекомендации Гамбара, в декабре 1869 года художник прибыл в Лондон, где был принят в доме художника Форда Брауна. В доме Брауна он встретил свою будущую вторую жену — Лауру Терезу Эппс, свояченицу Брауна.
С 1870 года Альма-Тадема постоянно проживал в Великобритании, где состоялась его карьера, жило большинство его заказчиков; он стал одним из самых известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи. С женитьбой, он был принят в круг прерафаэлитов, под их влиянием изменилась его палитра — она стала более светлой, изменилась и техника письма.
Творчество Лоуренса Альма-Тадема
Лоуренс Альма-Тадема является одним из самых популярных британских художников 19 века.
Живописец, писавший на мифологические и исторические темы, прославился своими картинами, посвященными Римской империи. Полотна Альма-Тадемы точно, вплоть до мельчайших деталей, передавали атмосферу изображаемой эпохи.
Создал Лоуренс Альма-Тадема 408 полотен, из которых более 300 были изображениями античности. Персонажами его картин были современники-викторианцы, поставленные в классические декорации, картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Англии, о чём свидетельствует и факт присвоения художнику рыцарского звания в 1899 году и возведение его в членство ордена Заслуг в 1904 году.
Сразу после кончины Альма-Тадемы его творчество вышло из моды и было практически забыто. Только в 1970-е годы, с подъёмом интереса к салонной и декоративной живописи, был оценён его вклад в развитие британского и мирового искусства.
В знак признания заслуг художника в 1996 году в Музее Ван Гога в Амстердаме была организована экспозиция его работ.
Окруженный шумным успехом, Лоуренс был одним из самых богатых художников 19 в. Оказал большое влияние на стилистику исторического кинематографа (пышные голливудские постановки С.де Милля и близких ему режиссеров).
Картина “Весна” была написана в 1894 году. Интерес к древнему Риму виден и в других работах Альма-Тадемы. Безмятежная красота картины «Выгодная позиция» («Coign of Vantage»), написана в 1895 г., создает у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия. Начиная с раннего, так называемого «Помпейского периода» и заканчивая поздними, более сентиментальными работами, Альма-Тадема оставил нам в наследство прекрасные, остающиеся в памяти картины.
Награды художника
- Золотая медаль Салона (Париж, 1864), медаль второго класса на международной выставке в Париже (1867), золотая медаль (Берлин, 1872), Большая Золотая медаль (Берлин, 1874), Большая Золотая медаль (Берлин, 1874). Золотые медали первого класса международных выставок в Париже 1889 и 1900 годов.
- Член Амстердамской Академии изящных искусств (1862). Член Королевской Академии Мюнхена (1871). Член Общества акварелистов (1873), член Королевской Академии Берлина (1874). Почётный член академий живописи Мадрида, Вены, Стокгольма и Неаполя. Почётный член Королевской Шотландской Академии. Член-корреспондент Французской Академии изящных искусств (1881).
- Орден Леопольда (Бельгия, 1866), Орден Датского льва (1868), Орден св. Михаила I степени (Бавария, 1869), Кавалер Ордена почётного легиона (1873), Орден Прусской короны III степени (1877). Иностранный член Ордена Заслуг (Великобритания, 1881).
Библиография
- Булгаков Ф. И. Знаменитые художники XIX века. Альма Тадема и его произведения. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1897. — 27 листовых иллюстраций + 52 с.
- Карпова Т. Л. Генрих Семирадский: Альбом. — СПб.: Золотой век, 2008. — 400 с. — ISBN 978-5-342-00116-8.
- Мировое искусство. Прерафаэлитизм / Сост. И. Г. Мосин. — СПб.: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006. — ISBN 5-9603-0063-X.
- Шестимиров А. Альма-Тадема: Альбом. — М.: Белый город, 2012. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-4035-9.
- Ash R. Alma-Tadema. — Aylesbury: Shire Publications, 1973. — ISBN 978-0-85263-237-6
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, peoples.ru, knowledge.allbest.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Лоуренс Альма-Тадема: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook