Джузеппе Арчимбольдо: жизнь и творчество художника
Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Содержание
Биография Джузеппе Арчимбольдо
Биография Джузеппе Арчимбольдо
Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя — архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Творчество Арчимбольдо
В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.
Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Богемии — будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет.
В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле.
Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями; а также картины «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Интересные факты из жизни художника
В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника.
Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. После смерти Фердинанда I, продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.
Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным.
Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.
Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.
Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
Библиография
- Арчимбольдо: [Альбом] = Arcimboldo / Авт. текста Ролан Барт; вступ. ст. Акилле Бонито Олива; пер. с фр. Веры Мильчиной, с итал.
- Наталии Ставровской. — М. — Рим: Мир Знаний, Франко Мария Риччи, 1997. — 181 с. — (Следы человека). — ISBN 88-216-7021-X.
- Барт, Ролан. Арчимбольдо: Чудовища и чудеса // Метафизические исследования : Альманах Лаборатории метафизических исследований. — СПб.: Алетейя, 2000. — Т. XIII: Искусство. — С. 332—343. — ISBN 5-89329-148-4.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, piplz.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Джузеппе Арчимбольдо: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook