Якопо Беллини: жизнь и творчество художника
Беллини Якопо (Bellini Jacopo) (1400-1470) Якопо Беллини — глава семьи итальянских живописцев, основоположников искусства Возрождения в Венеции.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Предположительные даты жизни 1400—1470. Родился и умер в Венеции. Согласно документам, в 1423-1425 Якопо жил во Флоренции и учился у Джентиле да Фабриано. Это было время зарождения в творчестве Донателло, Гиберти, Мазаччо, Брунеллески и других нового ренессансного стиля.
В 1424 Якопо переезжает в Венецию, где вскоре возглавит мастерскую, в которой после 1450 будут работать его сыновья, Джованни и Джентиле.
В 1436 Якопо пишет «Распятие» (не сохранилось) для собора в Вероне, одном из центров готики; в этом произведении он показывает себя учеником Джентиле да Фабриано. Около 1451, в Ферраре, вместе с Пизанелло он исполняет портрет «Лионелло д’Эсте», а также «Мадонну Лионелло д’Эсте» (Париж, Лувр) — одно из лучших творений итальянской придворной готической культуры.
ТВОРЧЕСТВО
Первые симптомы Проторенессанса заметны в нескольких «Мадоннах» Якопо (Ловере, гал. Тадини), однако, принимая во внимание образование художника, можно сказть, что появление этих симптомов связано не столько с работами тосканских мастеров в Венеции и Падуе в 1440-е, сколько с вероятным пребыванием в Венеции Мазолино в 1435- 1440 и отголосками его искусства в творчестве Антонио Виварини. «Мадонна» (1448, Милан, пина- котека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции; но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях.
Эти новые поиски характерны и для двух знаменитых альбомов рисунков (ок. 1455, Лондон, Британский музей и Париж, Лувр). Однако Беллини не удается достичь пространственной достоверности, присущей тосканской живописи, его работы всегда сохраняют готическую фантазию. Это доказывают и рисунки Якопо: последовательное увеличение изображения, словно растягивающее пространство до бесконечности, сочетается с единой точкой зрения и методом непрерывного пространственного повествования — все достаточно характерно для готики, но абсолютно чуждо точности ренессансной трактовки пространства. Таким образом, можно сказать, что искусство Якопо Беллини и Антонио Виварини определяет собой рубеж в истории венецианского Возрождения — между концом «интернациональной готики» (первая треть XV в.) и началом творчества Мантеньи в Падуе и Джованни Беллини в Венеции (ок. 1450).
Среди рисунков Якопо Беллини впервые появляются сюжеты особого, характерного именно для венецианцев жанра: сцены из праздничной и повседневной жизни города. Этот жанр успешно нашел свое продолжение в творчестве сыновей Якопо, Джентиле и Джованни Беллини, а также целого ряда других мастеров в последующие годы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Основатель художественной династии, состоящей из его сыновей Джованни Беллини и Джентиле Беллини, а также его зятя Андреа Мантенья.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Гращенков В. Н. Портреты Джованни Беллини. — В кн.: От эпохи Возрождения к 20 в. М., 1963
- Лазарев В. Н. Джованни Беллини. — В кн.: Старые итальянские мастера. М., 1972
- Художественная галерея № 158, Киев, 2007
- Беллини, венецианские живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Якопо Беллини: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook