Чима да Конельяно: жизнь и творчество художника
Чи́ма да Конелья́но ( Чима из Конельяно, итал. Cima da Conegliano, имя при рождении — Джованни Батиста Чима, итал. Giovanni Batista Cima; род. ок. 1459 в Конельяно; умер там же в 1517 или 1518 году) — итальянский художник венецианской школы живописи эпохи Ренессанса.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился приблизительно около 1460 года в городе Конельяно.
Возможно, обучался у Бартоломео Монтаньи в Виченце.
Влияние Монтаньи перестает сказываться в его творчестве, когда, около 1492 (документированная поездка в Венецию), провинциальный мастер, соприкоснувшись с художественной культурой Венеции, знакомится с Альвизе Виварини и Джованни Беллини и открывает для себя «Алтарь Сан-Кассиано» Антонелло да Мессины. По словам Паллуккини (1962), полиптих из ц. в Олера — первый плод венецианской деятельности Чима, продолженной художником в таких работах, как «Св. собеседование» (Милан, пинакотека Брера) и «Мадонна со святыми» (1493, Конельяно, собор). Довольно рано он находит собственный стиль, который приближается по тематике и живописи к творчеству Беллини.
Его искусство испытало влияние Тициана и Джорджоне.
Скончался Джованни Баттиста Чима да Конельяно в своем родном городе Конельяно в 1517 или 1518 году.
ТВОРЧЕСТВО
Художник Чима да Конельяно писал преимущественно алтарные иконы и картины религиозного содержания с обязательным пейзажем на заднем плане.
Картины да Конельяно отличает лиричность, благородная простота образов, золотистый колорит, сила и гармоничность красок, характерность и выразительность представленных неподвижно в покорном смирении лиц, классическая красота персонажей, их сосредоточенная молитва, видимая связь человека с окружающей природой, тщательность деталей, широкая и красивая укладка драпировок и прозрачность света.
Многие из картин Чимы да Конельяно различаются от писанных схожими с ним мастерами тем, что на заднем плане его картин изображен пейзаж с мотивом, взятым из гористых местностей родины художника — Фриуля. Пейзаж представляет невысокие холмы с замками и городскими стенами, поля и одинокие деревья, а на первом плане — скала с богатой растительностью или прекрасный портик.
Поэтичность Чима усиливается, когда он изображает Мадонну и святых в пейзаже, одновременно реальном и воображаемом, на фоне нежных холмов Конельяно («Св. собеседование», Лисабон, фонд Гульбенкяна). В этом чувственном диалоге человека и природы, свет согревает и смягчает персонажей, расположенных в прозрачной атмосфере ностальгического пейзажа, а Иордан течет среди холмов («Крещение Христа», 1494, Венеция, ц. Сан-Джованни ин Брагора). Тщательность деталей, прозрачность света, классическая красота персонажей, характерные для творчества Чима, видны и в «Мадонне с апельсиновым деревом» (ок. 1495, Венеция, гал. Академии), где изображен один из самых прекрасных пейзажей, написанных художником, — замок Сальваторе ди Коллальто.
Наряду с иконографией «Святого собеседования», созданной Джованни Беллини, Чима испытал также и влияние Карпаччо, которое проявляется в полихромной архитектуре некоторых картин небольшого формата («Посольство султана», Цюрих, Кунстхауз; «Чудо св. Марка», Берлин-Далем, музей). Следуя своему медитативному темпераменту, Чима, более склонный размышлять на традиционные темы, чем создавать свои, исполнил множество образов «Мадонны с младенцем», среди которых особенно знаменита картина из ц. Санта-Мария делла Консолацьоне в Эсте (Падуя), датированная 1504. Святая простота Марии выражена яркими тонами (красный, голубой и желтый) и монументальным объемом, который выделяется на пейзажном фоне.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Прозвище «Конельяно» получил по имени родного города.
Его также называли «бедный человек Беллини» в связи с его ландшафтами и пейзажами в манере Джованни Беллини.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907)
- Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986
- Coletti L., Cima da Conegliano, Venezia, 1959
- Menegazzi L., Cima da Conegliano. Catalogo Mostra di Treviso, Venezia, 1962
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, italcult.ru, bibliotekar.ru, krotov.info
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Чима да Конельяно: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook