Жан Дюбюффе: жизнь и творчество художника
Жан Дюбюффе (фр. Jean Philippe Arthur Dubuffet, 31 июля 1901, Гавр — 12 мая 1985, Париж) — французский художник и скульптор.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Жан Дюбюффе родился в Гавре в 1901 г. в семье богатого виноторговца. Он учился в гаврском лицее, но уже в 1916 поступает в Школу изящных искусств этого же города. Приехав в Париж в 1918, он на протяжении полугода учится в академии Жюлиана, а потом начинает работать самостоятельно. Склонный к литературе, музыке, иностранным языкам, Дюбюффе ищет свой путь и приходит к убеждению, что западное искусство гибнет от изобилия академических рекомендаций (такова, и в самом деле, была реакция послевоенной живописи на искусство начала века).
С 1925 он занимается коммерцией, а в 1930 поселяется в Берси. И лишь в 1933 Дюбюффе вновь обращается к живописи. Спустя два года он создает марионеток и лепит маски по отпечатанным лицам. В 1937 художник во второй раз отказывается от живописи, и только спустя пять лет, окончательно выбирает карьеру художника.
В 1944 состоялась его первая персональная выставка в парижской галерее Р.Друэна. Сблизился с сюрреалистами. Стал основоположником Ар брют — «грубого» или «сырого» искусства, принципиально близкого к любительской живописи детей, самоучек, душевнобольных, не признающего общепринятых эстетических норм и использующего любые подручные материалы. В 1948 начал собирать коллекцию ар брют (в настоящее время находится в Лозанне).
В 1960 г. он работает над серией «Пари Сиркюс» — веселой пестрой хроники городской жизни со смешными названиями магазинов (выдуманных художником!), улицами, по которым снуют забавные человечки.
В 1962 г. Ж. Дюбюффе увлекается техникой спонтанно-бессознательного рисования шариковыми ручками, называя эти рисунки непереводимым неологизмом «hourloupe». Эти витиеватые, но скупые по цвету графизмы определили его позднее творчество. Все началось с игры: во время разговоров по телефону он набрасывает синей и красной шариковой ручкой странные фигуры, которые он затем вырезает и наклеивает на черную бумагу. Эти коллажи сопровождались забавными подписями на языке, придуманном Ж. Дюбюффе — непревзойденным мастером каламбура. Затем последовали объемные фигуры и предметы из полистирола. Следующий этап — ряд монументально-декоративных и архитектурных работ, наиболее известными из которых являются двадцатичетырехметровая «Башня со скульптурами», которая установлена в парке в парижском пригороде и клозери (оба памятника занесены в список исторических памятников), а также его собственная «Вилла Фальбала» (1971-1973), выстроенная в Периньи под Парижем из пластика (1 610 м?).
В стиле «hourloupe» был создан музыкальный театр «Куку Базар»: танцоры выступали здесь в масках среда фигур из полистирона, одетых Ж. Дюбюффе, с декорациями на колесиках. Первое из трех «исторических» представление этого живого театра было дано на ретроспективе в нью-йоркском Музее С.Гуггенхейма (1973). В Манхеттене Ж. Дюбюффе установливает четыре «Дерева-hourloupe». Тридцать семь частей декорации «Куку театра» были специально отреставрированы к выставке на средства фирмы Louis Vuitton-Moet-Hennessy.
В 1967 художник передал ряд своих произведений в Музей декоративного искусства в Париже. Работы Дюбюффе представлены также в Нац. музее современного искусства, Центре Помпиду в Париже, и в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
За пять месяцев до смерти он прекращает рисовать и начинает работать над своей биографией «Биография быстрым шагом», которая станет последней книгой, вышедшей из-под пера Ж. Дюоюффе. Умер Дюбюффе в Париже 12 мая 1985 г. в возрасте 83 лет.
ТВОРЧЕСТВО
Ранние работы Дюбюффе (рисунки, портреты, этюды, 1920-1936), показывают острый графизм, скрывающий банальности внешнего вида.
Этот сорокалетний самоучка уже первой своей выставкой (1944, гал. Друэн на Вандомской площади) начал обновлять фигуративный словарь, глядя на жизнь неожиданным взглядом простодушного варвара («Мироболюс», «Мадам и Си», «От-Пат»). Дикий, разрушительный пыл художника сохранял, однако, парадоксальную целостность и высокое напряжение («Фотрие с пауком на лбу»).
Все произведения написаны в коричневых тонах, за исключением яркого колорита полотен, исполненных в Сахаре (в Эль-Голеа, где художник был трижды в 1947- 1949). Но эта живопись требовала также и обновления техники; художник использовал необычные, неблагородные материалы (застывшее смазочное сало, гравий) и различные смеси (живопись лаком и маслом). Внимание, которое он уделял натуральности фактуры (старые стены, старые дороги, ржавчина, гнилье), ведет Дюбюффе к составлению странных пейзажей, «ментально» или «текстурологически» чистых, однотонных и плотных, насыщенных материей («Почвы и земли», 1952; «Взбитое тесто», 1953), на которой отпечатаны рудиментные знаки — следы человеческого присутствия.
Трогательные «Маленькие статуи ненадежной жизни» (1954), где смешиваются шлак, обрывки губки, старая газета и тампон Jex, провоцируют на поиски аналогов, как и в «ассамбляжах отпечатков» (начиная с «Маленьких картин из крыльев бабочек», 1953). По словам самого Дюбюффе, в ситуации «празднования» окаменевших свидетелей с дикими жестами его удивляют очертания утесов и пыль листьев.
Пребывание в Оверни (лето 1954) положило начало серии этюдов коров, в которой спокойствие, присущее этому сюжету, заменено гротескным и беспокойным волнением. После периода литографических поисков («Феномены», 1958), Дюбюффе обращается к теме, которая до сих пор не была особенно популярна у художников — «Бороды», которые он воспевает с мягкой ностальгией («Бородатый цветок», 1960, рисунок китайской тушью; потом — гуашь и рисунки, названные «Ты сорвал бородатый цветок?»). Наряду с этой озадачивающей и живой плодовитостью, источниками или, по крайней мере, путями выражения стали выставки «брутального искусства» в Париже (первая прошла в 1949). Дюбюффе обращался к самым разным темам: детский рисунок (несмотря на то, что он творил для наставления подростков), анонимные надписи на облупленных стенах, шутовские непристойные каракули, выражающие смутную ностальгию, на стенах общественных туалетов или публичных бань, достоверно наивное творчество невольного художника (каменщика, парикмахера, столяра), который пишет, рисует, лепит, потому что… таково творчество всех сумасшедших.
Знаменательно, что источниками одного из наиболее цельных и обдуманных начинаний современного искусства были подобные работы, свидетельствующие в пользу того «дикого» зрения, которое было замечательно описано Андре Бретоном (1928).
В цикле «Урлуп» речь идет о формообразовании, по-видимому, более рациональном, чем прежде; выразительность уступает свое место пестрой головоломке, состоящей из знакомых мотивов (лестниц, кафетериев, персонажей с собаками, велосипедов). Эту же эстетику художник затем применил в архитектурных проектах, непринужденно порывающих с рационализмом, всегда в той или иной степени присущей этому виду искусства, а также в скульптурах («Ведро важности», 1967, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; «Дон Кукубазар», 1972-1973). Основными циклами последних лет жизни Дюбюффе являются «Театры памяти» (1975-1978) составленные из частей старых произведений искусства в «Психо-городе» (1981-1982) персонажи изолированы в раскрашенном пространстве «Мишени» (1948) — почти абстрактное произведение из голубых и красных линий на белом и желтом фоне, и, наконец, «He-места», выставленные в 1985 в Центре Помпиду.
Поэтичный и остроумный писатель, Дюбюффе сам дал своему методу лучший комментарий («Мемуар о развитии моих работ с 1952» в серии «Ретроспектива Жана Дюбюффе», Париж, 1960-1961), написанной в ироничном и всегда подкупающе точном стиле.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Третья по счету выставка художника «Красивее, чем на самом деле» 1947 г. вызвала настоящий скандал. Карикатуры на друзей Ж. Дюбюффе — писателей и художников (Ж. Поляна, А. Арто, Ж. Фотриэ, Г. Шессака — с саркастическими комментариями произвели самое неприятное впечатление на современников (подпись к шаржу на А. Арто «краснокожий колдун» вызвала гнев писателя!). Скандальную известность завоевала серия «Женские тела», представленная на следующей выставке, с изображениями нагих фигур, словно вмятых в картинные плоскости катком-асфальтоукладчиком (пародирующие «Олимпию» Эдуарда Мане).
БИБЛИОГРАФИЯ
- Ragon M. Dubuffet. New York: Grove Press, 1959
- Selz P. The Work of Jean Dubuffet New York: The Museum of Modern Art, 1962
- Loreau M. Jean Dubuffet, délits déportements lieux de haut jeu. Paris: Weber, 1971
- Franzke A. Jean Dubuffet, Basel: Beyeler, 1976
- Thévoz M. Art brut. New York: Rizzoli, 1976
- Thévoz M. Jean Dubuffet, Genève: Albert Skira, 1986
- Glimcher M. Jean Dubuffet: Towards an Alternative Reality. New York: Pace Gallery, 1987
- Webel S. L’œuvre gravé et les livres illustrés par Jean Dubuffet: catalogue raisonné. Paris: Baudoin-Lebon, 1991
- Haas M. Jean Dubuffet, Berlin: Reimer, 1997
- Lageira J. Jean Dubuffet, le monde de l’hourloupe. Paris: Gallimard; Centre Pompidou, 2001
- Danchin L. Jean Dubuffet. New York: Vilo International, 2001
- Bonnefoi G. Jean Dubuffet. Caylus: Association mouvements, 2002
- Jean Dubuffet: Trace of an Adventure/ Ed. by Agnes Husslein-Arco. Muenchen: Prestel, 2003
- Krajewski M. Jean Dubuffet. Studien zu seinem Fruehwerk und zur Vorgeschichte des Art brut. Osnabrueck: Der andere Verlag, 2004
- Jacobi M. Jean Dubuffet et la fabrique du titre. Paris: CNRS, 2006
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru, vm.msun.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Жан Дюбюффе: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook