Фердинанд Ходлер: жизнь и творчество художника
Фердинанд Ходлер (Годлер) (нем. Ferdinand Hodler; 14 марта 1853, Берн — 19 мая 1918, Женева) — швейцарский художник. Один из крупнейших представителей «модерна».
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился в небогатой семье. Отец Жан Ходлер работал плотником, мать Маргарет (урождённая Нойкомм, Neukomm) родом из крестьянской семьи. В возрасте 8 лет потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулёза. Мать вышла замуж за художника-декоратора, но в 1867 году тоже скончалась от туберкулёза. До 10 лет отчим учил Ходлера декоративной живописи, затем он был отправлен в Тун, где обучался у местного художника Фердинанда Зоммера. Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам. В 1871 году пешком добрался до Женевы, став учеником Бартелеми Менна.
Затем покинул Женеву и переехал в Лангеталь. В 1876 г. Ходлер впервые выставляет шесть своих работ в швейцарском Обществе изящных искусств. В 1878—79 гг. начинающий художник работает на пленэре — пишет пейзажи окрестностей Женевы и Мадрида, который посетил в 1879 г. («Берега Манзанареса»).В 1879 посетил Испанию, впоследствии постоянно жил в Женеве. Писал пейзажи, портреты, картины аллегорического и символического содержания, сцены из швейцарской народной жизни.
Переломным моментом для Ходлера стало создание в 1884 г. картины «Процессия швейцарских героев-знаменосцев». После нескольких лет кризиса (мастер думал оставить живопись) он наконец нашёл свой путь в искусстве. Действие картины относится к XVI в., когда жители швейцарских кантонов радостно праздновали с трудом полученную независимость. На полотне изображено триумфальное шествие воинов со знамёнами. Здесь оригинально соединились праздничный, эффектный колорит и жёсткий, чуть упрощённый рисунок, улыбки на лицах героев и мужественная суровость общего настроения. Подчёркнуто объёмные фигуры людей напоминают скульптурный рельеф, создавая ощущение глубины пространства. Картина проникнута патриотическим духом, есть в ней и обобщённость, присущая символу. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже работа получила высокую оценку лидера французского символизма Пюви де Шаванна.
С 1892 г. Ходлер участвует в выставках Салона символистов «Роза и Крест», в дальнейшем, с 1901 по 1905 гг., принимает участие в выставках «Венского Сецессиона», а позднее — мюнхенского и берлинского. В 1913 г. мастер был удостоен ордена Почетного легиона. В 1914 г. в числе ста двадцати женевских художников Ходлер подписал протест против бомбардировки немецкой артиллерией Реймского собора, после чего был исключен из всех немецких художественных организаций, в которых состоял. В 1917 г. в Цюрихе состоялась большая ретроспективная выставка картин Ходлера, включавшая свыше шестисот его произведений.
Умер Ходлер в мае 1918 года в Женеве.
ТВОРЧЕСТВО
В колорите произведений 1870 — нач. 1880-х на современные бытовые сюжеты Часовщики в Мадриде (1879, Люцерн, Художественный музей), Молитва в кантоне Берн (1881, Берн, Художественный музей) сказалось влияние манеры старых мастеров, которых Ходлер изучал во время поездки в Испанию.
В жанре реалистического «портрета-типа» решены картины Школьник (1875, Базель, Художественный музей), Философствующий рабочий (1884, Женева, Музей искусства и истории), Утомленные жизнью (1887, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Резко очерченный темный контур, свидетельствующий об увлечении живописью Гольбейна, придает пластике фигур строгость и четкость. В 1870—1880-е художник часто изображает модели в интерьерах, придавая портретам сходство с бытовыми сценами (Сапожник Ф. Нуком, 1878, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; Мать и дитя, 1888, Нюрнберг, Германский нац. музей).
С сер. 1880-х Ходлер резко меняет живописную манеру и обращается к новым для него сюжетам символического содержания. В картинах Взгляд в бесконечность (1885, не сохранилась), Ночь (1890), Эвритмия (1895), День (1899, все — Берн, Художественный музей), Весна (1901, Хаген, Музей К. Э. Остхауза), Истина (1903, Цюрих, Кунстхалле) появился поиск выразительных возможностей цвета и декоративно-плоскостного построения композиции. Ритму расположения женских фигур в пейзаже (Ночь, День, Истина, Весна) или процессии старцев в белых мантиях (Эвритмия) отвечает строгая горизонтальная симметрия цветовых плоскостей, контуров, повторяющихся движений и жестов. Вторящие параллелизму линий цветовые зоны усиливают живописную экспрессию полотен. Цвет и линия становятся в картине-панно Ходлера главными выразителями определенного эмоционального состояния — экстатического порыва, чувства томления, погруженности в сон. Этот прием, характеризующий поиски живописи европейского модерна, Ходлер переносит и в монументальную живопись. Ритм больших пятен оранжевых, зеленых, голубых цветов строго вторит горизонтальной читаемости сюжета из истории швейцарского национально-освободительного движения (Отступление при Мариньяно, 1900, Цюрих, Нац. музей истории Швейцарии).
В пейзажах Ходлера с видами величественных заснеженных вершин Альп, живописных швейцарских озер и горных рек (Эйгер, Менх и Юнгфрау при лунном освещении, 1908, Женева, галерея Мооса; Дубы в Штокгорне в Бернском кантоне, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Юнгфрау, 1911, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; Вид на Монблан с Женевского озера, 1918, Женева, Музей искусства и истории) динамика цвета и экспрессивный мазок предвосхищают живопись экспрессионистов. В них проявился научный интерес художника к оптическому смещению цветов, изменению цвета под воздействием света.
Творчество Ходлера во многом предвосхитило художественные искания XX столетия.
Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Наиболее ранняя — «Отступление при Мариньяно» (1896—1900) — написана на исторический сюжет и по стилю во многом похожа на «Процессию швейцарских героев-знаменосцев» (те же яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное благородство настроения). Ещё более строго выполнена фреска «Выступление йенских студентов в 1813 г.» (1908). Здесь действующие лица расположены в два яруса, что позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма. Страстная суровость и огромный энергетический заряд делают все монументальные композиции мастера необычайно притягательными.
Ходлер тяготел к национально-романтическим идеям и символизму. Зрелым произведениям Ходлера (композиции на темы национальной истории и фольклора, портреты, пейзажи и др.) присущи монументальность, напряжённость динамичной композиции, острота чётких линейных ритмов, лаконизм, ощущение нерасторжимости человека и окружающей его природной среды.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ФЕРДИНАНДА ХОДЛЕРА
Фреска Университета в Иене «Восстание студентов» (1908) была в годы Первой мировой войны забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего протест против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора.
Картина «Дровосек» была отпечатана на купюрах номиналом 50 швейцарских франков, выпущенных в 1911 году.
БИБЛИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ
- «Hodler, Ferdinand». Encyclopædia Britannica from Encyclopædia Britannica 2007 Ultimate Reference Suite.
- «Ходлер Фердинанд». БСЭ, 3-е издание.
- Hauptman, William, & Hodler, Ferdinand (2007). Hodler. Milan: 5 continents. ISBN
- Л. Р. Варшавский, Ф. Ходлер, М., 1980; F. Hodler. (Katalog der Ausstellung), Z.,1983.
- «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
- «Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия». — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.
- Документальный фильм Хайнца Бютлера нем. Ferdinand Hodler — Das Herz ist mein Auge; 2007
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, smallbay.ru, dic.academic.ru, evropeyskoe_iskusstvo.academic.ru, artclassic.edu.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Фердинанд Ходлер: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook