Жан Огюст Доминик Энгр: жизнь и творчество художника

Жан Огюст Доминик Энгр (1780—1867) — французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.

Содержание

Биография Жана Огюста Доминика Энгра

Творчество Энгра

Работы художника

Картины Жана Огюста Доминика Энгра

Библиография

Биография Жана Огюста Доминика Энгра

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.

Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида.

В 1806—1820 г.г. учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи.

В 1835 году вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии.

С 1841 года до конца жизни живёт в Париже. Скончался 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Также он был скрипачом.

Творчество Энгра

В своём видении классицизма Энгр не разделял ни революционной тенденции своего учителя Давида, ни консерватизма Кановы; его идеал был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.

Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист.

В числе множества написанных им портретов особенно стоит отметить портреты поставщика императорской армии Филибера Ривьера, его жены и дочери Каролины, из которых более всего известен последний (все три — 1805); портреты Наполеона — первого консула (1803-04) и императора (1806); Луи-Франсуа Бертена (старшего), директора газеты Journal des débats (1832).

Также писал и большие программные полотна: «Триумф Гомера», «Передача ключей св. Петру», «Обет Людовика XIII»; однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы, их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени (чем они отличаются от, например, «Клятвы Горациев» или «Сабинянок…» Давида), что придавало им определённую эклектичность и холодность.

Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской натуры, такие, как т. н. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Большая одалиска» (1814), «Венера Анадиомена» (1848). Однако Энгр склонен к самоцитированию, и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню; узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане.

Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения.

Вот почему, несмотря на классическую направленность, его живопись привлекла к себе пристальный интерес импрессионистов (Дега, Ренуара), Сезанна, постимпрессионистов (в особенности, Сёра), Пикассо.

Работы художника

  • «Портрет мадемуазель Ривьер», 1805, Лувр, Париж
  • «Турецкие бани», 1862, Лувр, Париж
  • «Большая одалиска», 1814, Лувр, Париж
  • «Рождение Венеры» («Венера Анадиомена»), Музей Конде
  • «Жанна д’Арк на коронации Карла VII», 1854 г.
  • «Эдип и Сфинкс», 1808, Лувр, Париж

Библиография

  • Энгр, Жан-Огюст-Доминик // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Жан Огюст Доминик Энгр: картины художника



Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Проголосуйте page