Макс Эрнст: жизнь и творчество художника
Макс Эрнст (нем. Max Ernst, 2 апреля 1891, Брюль, Германская империя — 1 апреля 1976, Париж) — немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века.
Содержание
Биография Макса Эрнста
Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891. В 1908–1914 параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию, психологию и историю искусства в Боннском университете. В 1919 в Кёльне участвовал в создании группы дадаистов – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, писателей и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть установленные общественные, моральные и художественные ценности.
Умер Макс Эрнст в Париже 1 апреля 1976.
Творчество Эрнста
Надо сказать, что большое влияние на творчество Эрнста оказал Фрейд. Именно с Фрейда и началось увлечение живописью Макса. Особый интерес у будущего художника вызывала психология, он часто посещал лечебницы для душевнобольных и делал там наброски с обитателей этих домов.
После Первой Мировой войны в биографии Эрнста произошло увлечение движением дадаизма. Позже он стал одним из основателей сюрреализма. Эрнст развивал разнородные способы выражения своих фантастических, причудливых идей.
После того, как увлечение техникой коллажа стало утихать, в своей биографии Макс Эрнст начал работать в технике фроттажа. Он натирал черный мел на бумагу, получая таким образом разнообразные материалы, текстуры. Такие как, например, листья, дерево, ткани и другие интересные эффекты. Кроме того Эрнст был автором эссе «По ту сторону живописи».
Биография Макса Эрнста как художника отмечена благодаря его причудливым, сказочным пейзажам, а также другим работам, в которых выразилось его аллегорическое воображение.
Работа «Two Children Are Threatened by a Nightingale» и несколько других полотен представлены в музее современных искусств Нью-Йорка.
Интересные факты из жизни художника
В 1934 году в Париже был опубликован роман в коллажах «Неделя доброты» (Une Semaine de Bonté), созданный немецким сюрреалистом Максом Эрнстом (Max Ernst). Эта книга — одно из самых загадочных произведений сюрреализма — состоит из пяти частей.
Художник работал над ней в 1933 году в течение трех недель, во время поездки с друзьями в Италию. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. Основой для его работ в основном служили ксилографические иллюстрации к французской популярной литературе, которые в изобилии встречались в книгах и журналах конца XIX века. Главными темами этих произведений были страстная любовь, страдания, преступления, последующие заточения и казни, ненависть и зависть богачей и бедняков.
Путешествовать в Италию Макс Эрнст отправился с полным чемоданом таких иллюстраций. Для того чтобы добиться нужного эффекта, он переворачивал фрагменты картинок «с ног на голову», помещал их в «подвешенном» состоянии или заставлял вращаться вокруг своей оси. C помощью такой техники он создал множество вызывающих, мистических и загадочных образов.
В «Неделе доброты» Макс Эрнст отказался от изображений смертных грехов.
Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери). В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. В последней части объединены еще три дня недели. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Здесь есть и петухи, и персонажи с петушиными головами, и люди с лицами каменных изваяний далекого тихоокеанского острова. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры.
Для книги «Неделя доброты» Макс Эрнст создал всего 182 коллажа, оригиналы которых впервые с 1936 года были объединены в общую экспозицию и показаны в Мадриде в 2009 году в фонде Mapfre. Эта уникальная выставка была подготовлена в сотрудничестве с венским музеем Альбертина и музеем Макса Эрнста в городе Брюль. Огромную помощь в ее подготовке оказал знаток творчества и друг художника Вернер Шпис (Werner Spies).
Библиография
- Schnabelmax und Nachtigall: Texte und Bilder/ Hrsg. von Pierre Gallissaires. Hamburg: Ed. Nautilus, 2006
- Диль Г. Макс Эрнст. М.: Слово, 1995
- Макс Эрнст: Графика и книги. Собрание Люфтганзы. М.: 1995
- Бишофф У. Макс Эрнст. М.: Арт-Родник; Taschen, 2005.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: coll.spb.ru, all-biography.ru, ru.wikipedia.org, dreamworlds.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Макс Эрнст: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook