Ангелика Кауфман: жизнь и творчество художника
Анге́лика (Анжели́ка) Ка́уфман (Kauffmann, Angelica Maria Anna Catharina) (1741–1807), немецкая художница эпохи классицизма.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИЦЫ
Родилась 30 октября 1741 в Куре (Швейцария) в семье австрийцев.
В детстве училась у своего отца, живописца Йозефа Иоханна Кауфмана, большую часть юности провела в Италии.
Испытала влияние А.Р.Менгса. С конца 1750-х годов Ангелика Кауфман стала получать заказы на портреты; ее работы отличались гладкой манерой письма и тщательной передачей деталей.
Очень рано приобрела широкую европейскую известность.
В 1764 в Риме она написала портрет И.И.Винкельмана.
В 1766 художница приехала в Лондон, где прожила 15 лет, пользуясь большой популярностью как портретист и декоратор. Наряду с портретами она писала сцены на мифологические литературные сюжеты.
Её почитателем был Фальконе (бывший также другом и почитателем творчества Рейнольдса). В 1774 году, во время работы в Петербурге над памятником Петра I, Фальконе делился с английским путешественником Рэкселлом своими впечатлениями от работ художницы и сообщил, что «является обладателем почти всех её произведений». Великая княгиня, а затем императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I, писала миниатюры на стекле с произведений художницы.
Ангелика Кауфман была членом Флорентийской, Римской, Венецианской и Лондонской академий художеств.
В 1781 она вышла замуж за венецианского художника Антонио Зуччи и в 1782 поселилась в Риме, где также работала по заказам.
Умерла Ангелика Кауфман в Риме 5 ноября 1807.
ТВОРЧЕСТВО
Анжелика Кауфман писала портреты, картины на мифологические, исторические и литературные сюжеты, выполняла декоративные росписи. В ее полотнах раннего периода изображение персонажей в позах героев произведений античной скульптуры, четкий, преобладающий над колоритом, рисунок свидетельствуют об интересе к живописи А. Р. Менгса, восприятии эстетических идей неоклассицизма ( Вакх и Ариадна, 1764, Брегенц, Художественный музей). Сюжеты из произведений Гомера и античной истории во вкусе XVIII в. овеяны сентиментальным чувством, в их трактовке ощущается влияние рококо.
В 1763-1765 посетила Милан, Венецию, Неаполь, Флоренцию. Во Флоренции по заказу галереи Уфицци А. Кауфман исполняет свой автопортрет и становится членом Королевской Академии Художеств.
В 1766-1781 она живет и работает в Лондоне. В Англии Анжелика Кауфман стала единственной женщиной-художницей, избранной членом лондонской Королевской академии. Исполненные в Англии портреты представителей английской знати принесли художнице большой успех. Знакомство с традициями английского портрета XVIII в. усилило колористическую звучность ее палитры, свободу и живописность композиционного решения. Для одного из залов лондонского Соммерсет Хауса она исполнила четыре фрески в форме тондо с аллегорическими фигурами Гения, Архитектуры, Живописи, Композиции. Фигуры, изображенные на фоне пейзажа и античных памятников полны элегического чувства, присущего живописи европейского предромантизма.
Мастерская Кауфман в Риме становится центром всеобщего притяжения. Здесь она работает преимущественно в жанре портрета. Обращаясь к типу парадного портрета, художница изображает модели в интерьере или в пейзаже с обязательными атрибутами античности. Ее автопортреты, полные изящной грации, исполнены в более камерной манере. Портреты И. И. Винкельмана (1764, Цюрих, Кунстхалле) и И.В. Гёте (1787, Веймар, Музей Гёте) выразили высокую духовную настроенность искусства эпохи Просвещения.
Анжелика Кауфман представляется сегодня художником интернациональным. Ее элегантный и светский стиль, сформировавшийся в значительной мере под влиянием английского искусства, оказал заметное влияние на римские аристократические круги конца XVIII века. Ее исторические полотна типичны для интернационального неоклассицизма.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИЦЫ
В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор её жизнь не раз становилась сюжетом романов.
Художница была знаменита и в современной ей России, ода «К Анжелике Кауфман» (1798) принадлежит Державину. Произведения Кауфман тиражировались и, таким образом, популяризировались в Европе, граверами Ф. Бартолоцци и Г. Скородумовым в технике пунктира (наиболее подходящей для передачи нюансов живописного полотна).
Гравюры с произведений Кауфман служили образцом для создания скульптуры. В частности, их использовал скульптор Ф. Шубин, работая над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Петербурге.
Однажды Анжелику посетил меценат, приобретавший картины художников за высокую цену, граф Хорн. Анжелика уже успела поддаться влиянию славы, и на этот раз восторженная лесть графа глубоко проникла в ее сердце. Последовало предложение, от которого Анжелика не смогла отказаться. Как-то раз граф тайно явился к ней и в отчаянии поведал, что его подозревают в серьезном политическом преступлении. Естественно, что спасение жениха целиком зависело от решения невесты. Дело в том, что Анжелика входила в приближенный круг королевской семьи. Венценосные супруги нежно любили художницу и, следовательно, изменили бы мнение о графе. Девушка, не искушенная в интригах, не сталкивавшаяся с подлостью, любила графа и поверила ему сразу. Семейная жизнь не принесла Анжелике счастья. Граф часто не ночевал дома, выезжал из города и отличался странным поведением. В конце концов девушка переехала к отцу, а 10 февраля 1768 года состоялся развод. Разочаровавшись в любви, художница замкнулась в себе.
В Риме художница встретилась с Гёте, поклонницей таланта которого она всегда была. Знаменитого писателя и Анжелику долгое время связывали теплые дружеские отношения. Но его портрет она так и не закончила. Видимо, не хватило мастерства, чтобы передать все оттенки богатого внутреннего мира гениального поэта.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Smidt I. Angelika Kauffmann, Goethes Freundin in Rom. Ein Lebensbild nach ihren Briefen und nach Berichten ihrer Zeitgenossen. Wien: Bergland-Verlag, 1968
- Angelika Kauffmann und ihre Zeit: Graphik und Zeichnungen von 1760—1810. Düsseldorf: C.G. Boerner, 1979
- Obermeier S. Die Muse von Rom: Angelika Kauffmann und ihre Zeit. Frankfurt/Main: Oberon,1987
- Omaggio a Angelika Kauffmann/ Oscar Sandner, ed. Milano: Società per le belle arti ed esposizione permanente, 1992
- Maierhofer W. Angelica Kauffman. Reinbek bei Hamburg : Rowohlt, 1997
- Sandner O. Angelika Kauffmann e Roma. Roma: De Luca, 1998
- Rosenthal A. Angelica Kauffman: art and sensibility. New Haven: Yale UP, 2006
- Федотова Е. Д. Ангелика Кауфман. М.: Белый город, 2004
- Bettina Baumgärtel (ed.): Retrospective Angelika Kauffmann, Exh. Cat. Dusseldorf, Kunstmuseum; Munich, Haus der Kunst, Chur, Bündner Kunstmuseum, Ostfildern, Hatje 1998
- Angelica Kauffman Research Project: Forthcoming catalogue raisonné by Bettina Baumgärtel
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, krugosvet.ru, e-reading.link, files.school-collection.edu.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Ангелика Кауфман: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook