Ив Кляйн: жизнь и творчество художника
Ив Кляйн (28 апреля 1928, Ницца, — 6 июня 1962, Париж, Франция) — французский художник-новатор.
Содержание
Биография Ива Кляйна
Ив Кляйн родился 28 апреля 1928 в Ницце на юге Франции в семье художников. Его отец, индонезийского происхождения голландец, художник-постимпрессионист, мать – художник-ташист.
С 14 до 18 лет Ив учился в Высшей школе торгового мореходства и Высшей школе восточных языков. Художественного образования не получил и большую часть жизни зарабатывал как инструктор по дзюдо.
В 19 лет он открыл для себя эзотерическую книгу «Космогония Розенкрейцеров», которую ежедневно скрупулезно штудировал на протяжении последующих 5 лет.
Позже Кляйн со своим другом Клодом Паскалем вступил в общество розенкрейцеров. В 20 лет он посетил Италию, затем 11 месяцев служил в армии в Германии. В 21 год он с Паскалем переехал в Лондон, где продолжил занятия дзюдо. Когда Иву было 22 года они переехали в Ирландию, в клуб верховой езды. В 23 года он уехал в Мадрид изучать испанский язык.
Изначально друзья планировали совершить кругосветное путешествие, но у Паскаля возникли проблемы со здоровьем. В Испании Кляйн стал членом клуба дзюдо, подружился с его директором, Фернандо де Сарабия, сыном издателя. В 24 года Ив прибыл в Йокогаму, потом переехал в Токио и поступил в Институте Кодокан, самый престижный центр дзюдо. Он провел в Японии почти полтора года, посещая институт и преподавая французский язык японским и американским студентам. За это время Кляйн написал книгу о дзюдо и получил чёрный пояс. В 25 лет он вышел из общества розенкрейцеров.
По возвращении в Париж в 26 лет, несмотря на выход его книги «Основы дзюдо», Ива не приняли во французскую федерацию дзюдо.
Творчество Кляйна
По приглашению Фернандо де Сарабия, он приехал в Испанию, где в гравировальной студии Фернандо под Мадридом опубликовал две коллекции монохромов (картин, написанных одним цветом), которые он создавал в течение последних нескольких лет в своих путешествиях.
10 цветных пластин состояли из вырезанных на бумаге одноцветных прямоугольников и сопровождались указанием размеров в миллиметрах и мест их создания (Мадрид, Ницца, Токио, Париж). В этой первой публичной художественной акции Ив поднял вопрос об иллюзии в искусстве. Клод Паскаль написал предисловие к альбомам, которое состояло из черных линий вместо текста.
В том же году Ив вернулся в Париж и на Салон, посвящённый абстрактной живописи, «Новые реалии», предложил оранжевый монохром под названием «Выражение вселенной цветом оранжевого свинца». Это была прямоугольная деревянная панель, равномерно покрытая матовой оранжевой краской и подписанная монограммой YK. Жюри отклонило работу. Тогда же состоялась выставка Кляйна в Клубе Пасьянсов частного салона издательского дома Лакосте а чуть позже – выставка «Ив, монохромные предложения» в парижской галерее Colette Allendy. Там он познакомился с Марселем де Мюратом, рыцарем Ордена лучников святого Себастьяна.
Месяц спустя Кляйн был избран кавалером этого Ордена и выбрал девиз: «За цвет! Против линии и рисунка!».
Все последующий годы он постоянно выставлялся во многих странах Европы, сопровождая свои и без того эпатажные выставки неординарными акциями. То запускал в небо более 1000 синих шаров, назвав это аэростатической скульптурой, то пытался получить от властей разрешение на подсветку синим светом Обелиска на площади Согласия в Париже во время его выставки, то рассылал приглашения провокационного содержания.
В 32 года он публично продемонстрировал антропометрии в Париже: под Монотонную симфонию, три обнаженные модели, измазавшись синей краской, оставили отпечатки своих тел на белых листах, прикрепленных к стенам и полу галереи. Критика отреагировала неоднозначно, Кляйн стал знаменитостью в Европе.
В этом же году он зарегистрировал формулу международного синего цвета Кляйна и получил патент. В его 33 года выставка «Монохромы» в Галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке закончилась полным провалом. Тогда же прошла была самая большая прижизненная выставка художника «Ив Кляйн: монохромы и огонь» в немецком Музее Haus Lange. Это. Он показал синие, розовые и золотые монохромы, архитектурные рисунки и стену огня, которая состояла из пятидесяти горелок, расположенных в пять рядов.
В день окончания выставки Кляйн создал первую огненную живопись, а чуть позже и монументальные работы такого же плана в исследовательском центре французской газовой компании под Парижем.
Тем же летом, в свои 33 года Ив Кляйн устроил сессии антропометрий в Париже, которые были сняты Паоло Вавера для фильма «Собачий мир».
21 января 1962 Ив женился на своей уже беременной помощнице, немецкой художнице. Каждый нюанс свадебной церемонии был скрупулезно разработан Кляйном.
На Каннском фестивале состоялся показ фильма «Собачий мир», в котором Кляйн и его работа были показаны в крайне уничижительном и негативном свете.
Вечером у Ива случился первый сердечный приступ, а в день вернисажа в Париже — второй. От следующего сердечного приступа Ив Кляйн умер 6 июня 1962 в своём доме в Париже в возрасте 34 лет.
Он успел создать множество работ и оказать большое влияние на развитие искусства. Его сын, Ив, родился в Ницце ровно через 2 месяца после смерти отца, 6 августа и впоследствии тоже стал художником.
Работы художника
- Монохром
- Синий монохром
- Антропометрии
- Синие губки
- Огненная живопись
- Космогония
Библиография
- Путеводитель по искусству под редакцией Яна Чилверса. Москва, издательство «Радуга», 2004
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Ив Кляйн: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook