Кэте Кольвиц: жизнь и творчество художника
Ке́те Ко́львиц (также Кэте, (нем. Käthe Kollwitz, урожд. Шмидт (Schmidt); 8 июля 1867 года, Кёнигсберг, Пруссия — 22 апреля 1945 года, Морицбург, Саксония) — немецкая художница, график и скульптор.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИЦЫ
Родилась 8 июля 1867 года в Кёнигсберге. Старший брат Кете — марксист Конрад Шмидт.
В 1885—1890 годах учёба у Штауффер-Берна в Берлине и Людвига Хертериха в Мюнхене.
В 1890 году — первые офорты.
В 1891 году вышла замуж за врача Карла Кольвица, который поселился на севере Берлина. В 1892 году родился сын Ханс. В том же году Кольвиц была на премьере спектакля «Ткачи» по пьесе Герхарта Гауптмана, которая послужила толчком для серии её графических работ «Восстание ткачей» (1895—1898).
В 1896 году родился сын Петер. В 1898 году серия «Восстание ткачей» была показана на Большой Берлинской художественной выставке.
В 1898—1903 годах преподаватель в Женском художественном училище в Берлине. В 1902—1908 годах выполнила серию офортов «Крестьянская война».
В 1904 году жила в Париже. В 1907 году, получив приз «Вилла Романа», жила во Флоренции.
В 1910 году первые попытки в области скульптуры. В 1914 году на войне погиб её сын Петер.
В 1917 году Пауль Кассирер организовал её юбилейную выставку. В 1919 году получила звание профессора.
В 1922—1925 годах создала серию гравюр на дереве «Война» и «Пролетариат».
В 1927 году посетила Москву. В 1928 году стала руководителем художественной мастерской графики в Прусской академии искусств.
В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов была вынуждена покинуть Академию искусств. В 1934—1935 годах создала серию литографий «Смерть».
В 1936 году было негласно запрещено выставлять её работы. В 1940 году умер её муж Карл Кольвиц.
В 1943—1944 годах эвакуировалась в Нордхаузен, а затем переехала в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского.
Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года на 77 году жизни. Похоронена вместе с мужем в семейной могиле на Центральном кладбище Фридрихсфельде.
ТВОРЧЕСТВО
Она училась в художественных школах в Берлине и Мюнхене, в профессиональной Берлинской академии художеств. Она обучалась станковой гравюре, что в последующем использовала в своих литографических циклах. Ее самостоятельные циклы офортов и литографий впервые остро и с экспрессией отобразили взгляд художника на нужды и тяжелую жизнь простого народа.
Внимание мастера сосредоточено главным образом на тех трагических обстоятельствах, в которых выплеснулась вся жестокость и бескомпромиссность переломной эпохи. Большинство своих произведений К. Кольвиц посвящала пролетариату Германии.
«Именно пролетариат был для меня прекрасен. Пролетариат в типических его проявлениях творчески вдохновлял меня. …Позднее, когда при близком соприкосновении с рабочими я по настоящему узнала их нищету и беды, у меня возникло также чувство долга своим искусством служить пролетариату». Кэте Кольвиц
Сосредоточенность и напряженность отображена и в ее «Карманьоле», написанной в 1901 г. От танцующих около гильотины парижанок веет не праздником, но трагедией целого поколения простого народа, вовлеченного в кровопролитную борьбу. Вероятнее всего, «Карманьола» была создана под впечатлением от книги Диккенса «Повесть о двух городах». Техника выполнения работы отличается невероятной сложностью, в ней сочетаются акватинта и офорт, композиция же строится на основе объединения отдельных фигур в некое общее целое.
Поиски новых средств выражения привели Кольвиц к использованию острой экспрессии в построении монументальных форм, художественное же решение нашлось в противопоставлении резкого белого и черного.
В своих произведениях Кольвиц постаралась с предельной точностью отобразить нужду и горе народа в период безработицы и социальных волнений. Гравюра «Нужда» производит на зрителя наиболее сильное впечатление. Кольвиц изобразила мать, сидящую у постели умирающего ребенка, прозрачное личико которого теряется на фоне большой подушки. Тусклый свет, едва проникающий сквозь небольшое оконце, только подчеркивает трагическую картину. Горе матери усугубляется ощущением собственного бессилия, она не может помочь своему ребенку, т.к. у нее нет денег не только на врача, но и на самую необходимую пищу.
Острота и выразительность работ Кольвиц были столь сильны, что в Германии был запрещен ее плакат, изображающий трагедию работницы. Осознавая трибунную роль живописи модерна, художница в годы Второй мировой войны работала в духе антимилитаризма, внося свою весомую лепту в международное художественное движение, протестующее против всяких войн. Многочисленные графические циклы Кольвиц, ее литографии, скульптуры были проникнуты идеями социального гуманизма.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИЦЫ
Кольвиц принимает активное участие в культурном антифашистском сопротивлении. За считанные месяцы до утверждения господства гитлеровцев она создает плакат рабочей солидарности — «Мы защищаем Советский Союз!» и подписывает антифашистское воззвание к политическим партиям Германии. Вместе с выдающимся писателем Генрихом Манном, ее со скандалом изгоняют из Прусской Академии искусств.
БИБЛИОГРАФИЯ
- С. Пророкова. Кэте Кольвиц. Жизнь замечательных людей, М.: Молодая гвардия, 1967
- Отто Нагель. Кэте Кольвиц. М.: Изобразительное искусство, 1971
- Кэте Кольвиц. Дневники, письма, воспоминания современников, 1980
- Энциклопедия искусства, М., АСТ, 1999
- Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. «Советский художник», 1991
- Пышновская З.С. Кете Кольвиц. Альбом. М., 1980
- Кольвиц К. Альбом репродукций. М., 1962
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, tabularium.narod.ru, krugosvet.ru, jivopis.org, ghetto.in.ua
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Кэте Кольвиц: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook