Пётр Кончаловский: жизнь и творчество художника
Пётр Петрович Кончаловский (9 [21] февраля 1876 года, Славянск — 2 февраля 1956, Москва) — русский, советский художник. Народный художник РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
Содержание
Биография Петра Кончаловского
Петр Петрович Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали.
Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников — Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля…
В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра. И вместе с Коровиным Кончаловский попросил своего отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 год он занимался в академии Жулиана. По возвращении домой Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.
Картины его хвалили, ему предсказывали большое будущее, а он сам чувствовал, что еще не нашел в творчестве чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна.
Творчество Кончаловского
Расцвет творчества Кончаловского пришелся на начало двадцатого века, когда художественные традиции стремительно менялись и пересматривались.
Кончаловский стал одним из основателей общества «Бубновый валет» и его председателем впоследствии. Это объединение стремилось к воплощению живых, натуральных, осязаемых форм на холсте. Эти художники обращались к непрофессиональной и народной живописи.
Кончаловский в раннем своем творчестве стремится сделать каждую вещь как бы крепкой и плотной. Его натюрморты часто посвящены рыночному подносу, который неизменно отличается яркими красками («Красный поднос»). При этом цвет призван подать саму вещь, придать ей массу и форму. Ранние натюрморты выполнены в духе фовизма и кубизма. То же относится и к изображению человека. Он показан мощно и цельно («Потрет матадора», «Семейный портрет», «Портрет художника Г.Б. Якулова»).
Мировоззрение, а следовательно, и творческую манеру художника значительно скорректировала революция. После этого события Кончаловский все больше пишет реалистичные образы.
В его живописи прочно утверждается мотив любви к жизни. В 20-е годы в его работах появляется тонкость цветовых переходов, контрастов («Зеленая рюмка», «Миша, пойди за пивом»).
Поездка на Кавказ, предпринятая художником в 1927 году, вдохновила его на создание нескольких полотен, посвященных творчеству Лермонтова («Пятигорск. Дом Лермонтова», «Казбек», «С развалин Мцыри», «Мцыри. Гроза»).
Работу над картинами Кончаловский сочетал с работой в театральном оформлении и иллюстрации. Он принимал участие в оформлении оперы «Купец Калашников» А.Г. Рубинштейна.
Также художник активно занимался преподаванием. С 1918 года он работал в «Свободных художественных мастерских» в Москве, а с 1926 года стал преподавателем во ВХУТИНе. В 1946 году Кончаловский получил звание народного художника РСФСР, а годом позже стал действительным членом Академии художеств СССР.
Работы художника
- Зима. Мельница на Кегострове, (1903, холст, масло. 51 × 62 см. Приобретена в 1960 у И. И. Подзорова, ранее в собрании Н. С. Арханникова, Москва)
- Букет цветов в белой вазе. (1908, холст, масло, 73 × 60)
- Портрет Дмитрия Петровича Кончаловского (1876—1956). (1909, холст)
- Портрет Г. Б. Якулова (1910, ГТГ)
- Пейзаж. Столярная в Абрамцево. (1911, холст, масло)
- Пиво и Вобла. (1912)
- Гладиолусы. (1912)
- Автопортрет. (1912)
- Палитра и краски. (1912)
- Сухие краски (1912, ГТГ)
- Семейный портрет, т. н. «Сиенский» (1912, в собрании семьи)
- Агава (1916, ГТГ)
- Верстак (1917, в собрании семьи)
- Натюрморт. (1918, холст, масло. 122 × 129)
- Автопортрет с женой. (1923, ГТГ)
- Миша, сходи за пивом! (1923)
- Новгород. Антоний Римлянин, (1925)
- Портрет О. В. Кончаловской, (1925, ГТГ)
- Возвращение с ярмарки, (1926, ГРМ)
- Листья табака (1929, собрание семьи Кончаловских)
- Новгородская серия (серия пейзажей, 2-я половина 1920-х гг.)
- Петергоф (1931, Частное собрание. Москва)
- Сирень в корзине (1933, ГТГ)
- Портрет В. Э. Мейерхольда (1938, ГТГ)
- А. Н. Толстой в гостях у художника (1941, ГТГ)
- Портрет писателя К. А. Тренева (1941, холст, масло, Луганский областной художественный музей)
- Автопортрет, (1943, ГТГ)
- Портрет Героя Советского Союза летчика А. Б. Юмашева. (1941, ГРМ)
- Портрет М. Ю. Лермонтова (1941—1943, холст, масло)
- Полотёр, (1946, ГТГ)
- Хлеб, ветчина и вино, (1948, ГТГ)
- С покоса (после 1932)
- Глухари,
- Подсвечник и груши,
- Клубника,
- Яблоки,
- Битая дичь.
- Портрет народной артистки РСФСР А. О. Степановой
- Натюрморт с трубкой. (холст, масло, 60,3 × 72,5)
- Окно поэта
Библиография
- Иванов Вс. Лермонтов Кончаловского // «Литература и искусство», 1943, 18 апр.
- Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: История создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
- Вакар Ирина. Пётр Кончаловский: взгляд из нового века // Наше наследие. — 2011. — № 99.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, art-spb.ru, avangardism.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Пётр Кончаловский: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook