Утагава Куниёси: жизнь и творчество художника

Утагава Куниёси (род. 1798 г. Эдо — ум. 14 апреля 1861 г. Эдо) — один из крупнейших японских художников и мастеров цветной гравюры конца периода Эдо.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Утагавы Куниёси

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Утагава Куниёси родился в семье красильщика шёлка. Отец его, Янагия Китиэмон, был в дружеских отношениях с Утагавой Тоёкуни, главой художественной школы Утагава. Первые уроки рисования мальчик получил в возрасте 10 лет, когда у них в семье проживал художник Кунинао. Другим учителем Куниёси считается Кацукава Сюнъэй, научивший его изображению сатирических и фантастических сценок, а также образов и актёров театра кабуки. В 1811 году мальчик поступает учеником в мастерскую Тоёкуни, где обучается до 1814 года. Тоёкуни также даёт ему его художественное имя — Куниёси.

Первые годы художественной деятельности были для Куниёси малоудачны. В 1814-16 годах он занимается иллюстрированием книг, в 1817 году не создаёт вообще ничего нового, в период с 1818 года по 1826-й находится лишь несколько издателей, согласившихся напечатать некоторые его работы. На жизнь Куниёси зарабатывает в основном набивкой и ремонтом напольных соломенных матов. Живёт в постоянной нужде, к тому же в 1820 году он женится.

С 1827 года положение художника улучшается. Он получает от издателя по имени Кагая Китибэй заказ на создание 5 картин для серии гравюр 108 героев Суйкодэн. Листы эти хорошо раскупались, и Куниёси были поручены и все остальные «герои» серии. Художник создаёт также изображения серии героев других произведений и преданий, литературные иллюстрации, сцены из театра кабуки, пейзажи.

К 1842 году он занимает почётное место среди мастеров художественного направления укиё-э, войдя в тройку его лучших художников — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Кунисадой.

В 1842 году, в результате так называемых «реформ Тэмпо», изменились и условия работы для художников укиё-э. Так, им было запрещено отныне изображить театральные сцены, актёров, гейш и куртизанок. Куниёси пишет свою «кошачью» серию, делает гравюры из воспитательной серии для домохозяек и детей, изображает национальных героев в серии Традиции, мораль и благочиние. В 1843 году мастер был предупреждён властями за изготовление карикатур на сёгуна и его первого министра. Постепенно строгость запретов расшатывается, и к концу 1840-х — началу 1850-х годов художник возвращается к теме кабуки.

До 1855 года Куниёси работает во всех областях цветной гравюры, но с 1855 он ограничивается исключительно областью книжной иллюстрации.

К 1853 году художник скопил значительное состояние, которое затем разделил среди своих учеников.

Великий мастер умер в своем доме, в возрасте 65 лет.

ТВОРЧЕСТВО

Куниёси можно смело отнести к одним из самых талантливых мастеров позднего периода Эдо. В своих работах он использовал новые стилистические формы, характерные для европейской живописи, в частности, связанные с изображением перспективы.

Кроме любимого жанра,  объектом его творчества были и фантастические привидения, и чарующие девушки, а также жанровые и бытовые сценки, пейзажи, животные.  

Suikoden SeriesСерия «Сэйтю гисидэн» занимает в творчестве Куниёси своеобразное место. По своему жанру эти гравюры относятся к мусяэ (героическая гравюра). Однако, в отличие от более ранних мусяэ, здесь изображены не просто сражающиеся воины, а скорее символы сверхчеловеческой мощи и героизма. В сущности, Куниёси этой серией нарушил прежние границы жанра мусяэ. Он создал особый мир сэкай — «мир героического», который теперь мог населяться любыми персонажами, не обязательно связанными с китайским романом, но обязательно способными на невозможное. Со временем название романа «Речные заводи» стало синонимом такого мира. Посвященная «Речным заводям» серия положила начало новому пониманию жанра мусяэ, переосмысленного Куниёси.

Современники художника называли его «мусяэ-но Куниёси» («Куниёси — мастер героической гравюры»). Именно благодаря Куниёси этот жанр из периферийной ветви превратился в один из ведущих в укиёэ.

Эта и последовавшие за ней работы 1830-х годов выдвинули Куниёси в ряды ведущих мастеров гравюры укиёэ. Следующие пятнадцать лет считаются временем зрелого творчества мастера. Куниёси по-прежнему экспериментирует: традиционные темы получают у него новую трактовку, появляются новые сюжеты: особое внимание уделяет он сюжетам юмористическим, сатирическим и ребусам. При всем том мусяэ оставался его излюбленным жанром. Тем более что этому способствовало и прямое поощрение мусяэ правительством. В героической гравюре власти видели эффективное средство пропаганды официальной морали. Такое положение дел обеспечивало Куниёси — ведущему мастеру мусяэ — сравнительно благополучное существование в период действия цензурных запретов 1840-1850-х годов в области изобразительного искусства. Другие жанры были по существу запрещены, включая самые популярные — якусяэ (портреты актеров) и бидзинга (изображения красавиц). Власти сочли их безнравственными. В известном смысле жанр мусяэ занял ведущее место.

Все это, однако, не свидетельствует о конформизме Куниёси. Напротив, он, подобно многим другим мастерам того времени, умело обходил запреты властей, используя при этом особый, одному ему присущий «эзопов язык». Мало того, он выпускал в свет гравюры, содержавшие ядовитую сатиру на правительство и его действия. В то же время благоволение к жанру мусяэ позволяло Куниёси создавать большие серии: издатели охотно заказывали ему гравюры, не боясь неприятностей с цензурой. Одной из таких серий была «Сэйтю гисидэн». В ней парадоксальным образом совпали интересы властей и художника, за которым уже в то время прочно закрепилась репутация человека неудобного, язвительного и бесстрашного в выражении собственного мнения.

С чисто художественной точки зрения, гравюры серии вряд ли могут быть причислены к шедеврам Куниёси: многие лишены динамики и экспрессии, символического звучания образа — качеств, которые в 1820-1830-х годах принесли художнику славу.

Решение листов серии отличается чрезмерным лаконизмом, не свойственной Куниёси статичностью композиции. Суть происходящего не раскрывается на изобразительном уровне с должной полнотой.

Существенное место занимает в листе сопровождающий гравюру текст. Это все отличает произведения Куниёси 1840-х годов, а также иллюстрирует одну из особенностей развития гравюры укиёэ того периода в целом.

В 1840-х — начале 1850-х годов художник выпустил около двух десятков серий, большинство имеет в своих названиях иероглиф «дэн» — «биография». Эти серии можно назвать сериями «портретов-биографий». Портрет представлен в изобразительной части листа, биография — в текстовой. Объектом внимания в произведениях такого рода становятся чаще всего или знаменитые воины, или люди, прославившиеся мужеством, преданностью и т. п. Несмотря на отсутствие сходства в передаче облика персонажей и отрывочный, очень неполный характер биографических текстов, подобные серии в восприятии людей той эпохи выступали как «портреты-биографии».

Серии «портретов-биографий» в творчестве Куниёси появляются около 1842 года. Особенно часто к этому жанру художник обращается в 1846-1848 годах, а около 1850 года от него постепенно отходит. В целом «увлечение» это совпадает с периодом устрожения цензуры художественной печати 1847-1853 годов, когда за выпуск каждого листа была введена личная ответственность двух цензоров.

После того как надзор за гравюрой был ослаблен (1853), Куниёси возвращается к своей манере 1830-х — начала 1840-х годов в трактовке аналогичных и даже тех же самых сюжетов. Этот факт вряд ли случаен. Вероятно, художественное решение такого рода произведений было обусловлено требованиями, которые предъявлялись к гравюре в период строгой цензуры. Сама по себе упрощенность художественного решения вряд ли может быть объяснена только характером этих требований. Более полезным здесь представляется анализ текста, на который, по существу, падает основная нагрузка в раскрытии образа любого персонажа серий «портретов-биографий», в том числе и «Сэйтю гисидэн».

КОШКИ КУНИЕСИ

Утагава Куниёси – пожалуй, самый известный рисовальщик кошек.

В общем, кошки – лишь малая часть его творчества. Однако нельзя отрицать того очевидного факта, что он их очень любил. Даже на автопортрете изобразил себя в окружении кошек.The Self-portrait

«Коты 53 станций Токайдо». Каждой станции соответствует определенный кот – пародия на «53 станции Токайдо» Хиросигэ. Вместе с тем в этих рисунках чувствуется недюжинный талант карикатуриста.

Cats suggested as the fifty three stations of the Tokaido

«Кошачья азбука»: тела животных изогнуты в форме знаков слоговой азбуки хираганы. Кроме кошек присутствуют и сомы, к которым Утагава Куниёси питал не меньшую склонность.

Cats forming the caracters for catfish

47 ПРЕДАННЫХ САМУРАЕВ

Серия гравюр связана с реальной историей, произошедшей в Японии в 1702 году. Сорок семь самураев, после гибели своего хозяина, стали ронинами или воинами без сюзерена. Несколько лет они вынашивали план возмездия, а затем зимой 1703 года напали на замок виновника гибели их хозяина, отрубили ему голову и возложили её на могилу своего покойного предводителя. Акты возмездия были запрещены в стране, поэтому поступок верных воинов всколыхнул всю страну. С одной стороны, воины нарушили закон, с другой стороны, они следовали кодексу воина и долгу по отношению к своему сюзерену. Верные самураи были приговорены к казни, но под давлением общественного мнения казнь была заменена почетной смертью через совершение харакири. Воины были захоронены рядом со своим хозяином на кладбище при храме Сэнгакудзи в городе Эдо (ныне Токио). История сорока семи ронинов занимает в искусстве Японии место не менее значительное, чем само это событие в японской истории. Она стала излюбленной темой в литературе, театре и изобразительном искусстве Японии. Сюжет «Сорока семи преданных самураев» стал популярным и среди самых известных японских художников, работавших в технике гравюры на дереве.. Огромное количество гравюр послужило иллюстрациями к пьесам, написанным для традиционного японского театра кабуки.

Ishi-jo, wife of Oboshi Yoshio, one of the loyal ronin 1848

Самой популярной в Японии стала серия работ Куниёси.

Серия «Сэйтю Гисидэн» занимает особое место в творчестве Куниёси. Это самая первая серия мемориальных портретов сорока семи ронинов, послужившая образцом для подражания многим другим художникам. Серия была начата в августе 1847 года и завершена в январе 1848 года. Художник обратился к широко известному и поощряемому правительством новому жанру муся-э (изображения воинов) и создал новый тип героического портрета, ставшего очень популярным в середине XIX века. Гравюры изображали легендарных воинов в сопровождении текстов, описывающих биографию или содержание их легендарного поступка, связанного с возмездием. Тексты к гравюрам написаны японским литератором Иппицуаном (настоящее имя Икэда Ёсинобу, 1790-1848).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Некоторые  карикатуры Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становившиеся причиной конфликтов с властями, были уничтожены.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009
  • Джоан Виндж 47 ронинов / Роман, написанный по самой знаменитой японской легенде!. — Эксмо, 2013
  • Успенский М.В. Самураи восточной столицы / История преданных вассалов, И. Куниёси и японская гравюра 1840-х годов. — Калининград: Янтарный сказ, 1997

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgbibliotekar.ruhi-braa.spb.ru, animebox.com.ua, russelldjones.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Утагава Куниёси: картины художника



Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

5/5 - (1 голос)