Аристарх Лентулов: жизнь и творчество художника

Аристарх Лентулов (16 января 1882 — 15 апреля 1943) — русский и советский живописец, художник театра.

Содержание

Биография Аристарха Лентулова

Творчество Лентулова

Работы художника

Картины Аристарха Лентулова

Библиография

Биография Аристарха Лентулова

Родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Его отец был сельским священником. Отец Аристарха умер, когда мальчику исполнилось только два года.

Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии. Но становится священником, как отец, Лентулов не захотел. Его больше интересовало искусство. Чтобы получить знания в этом ремесле, Лентулов поступает в Пензенское художественное училище. Продолжать образование он будет в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало начинающего художника постоянно искать подработку: уроки, заказы.

Еще во время обучения Лентулов активно принимал участие в выставках «Венок» и «Стефанос». В это время его особенно увлекала творческая манера Малявина и Врубеля. Однако дерзкое поведение вынудило Аристарха вернуться в Пензу. После этого он пытается поступить в Академию художеств в Петербурге, но сдать экзамены ему не удается.

Обучение художественному мастерству Лентулов продолжит в Париже, где в 1910 году художник поступит в Академию живописи Ла Палетт. Здесь он знакомится с Ж. Метсенже, А. Глезом, которые развивали идеи кубизма. В это время полотна Лентулова представляют собой несколько плоскостей, отличающихся яркой окраской («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»).

Художник умер в Москве 15 апреля 1943 года.

Творчество Лентулова

С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных выставках.

В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает над пейзажами.

В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.

В 20-е годы Лентулов обращается к более натурным работам. Он становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»).

Лентулов уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам, в том числе портретам и пейзажам.

Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине.

При всей своей известности живописец оказался вне заслуженного внимания – о нем написана лишь одна научно-популярная книга, а последняя ретроспектива работ прошла более 20 лет назад.

Работы Аристарха Лентулова – мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация».

Аристарх Лентулов – один из самых значимых, и в то же время недооцененных российских художников 20 века.

Полного каталога работ Лентулова не существует, а книга воспоминаний, выпущенная недавно при участии потомков художника, станет всего лишь вторым изданием, посвященным его творчеству.

Несмотря на несомненный талант, художник, не признававший запретных тем в творчестве, невольно оказывался неудобным для любой власти.

Полотно «Распятие» Лентулов написал в 1910 году. При жизни художника полотно не выставлялось. Сначала его запрещала церковь «за богохульство», потом, после революции – советская власть «за пропаганду религии».

Работы художника

«Купальщицы на Суре», 1909, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;
«Автопортрет в красном», 1908, ГРМ;
«Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года», 1912, Собрание П. О. Авена;
«Синий кувшин и фрукты», 1913, ГТГ;
«Самовар. Натюрморт», 1913, ГРМ;
«Василий Блаженный», 1913, ГТГ;
«Астры», 1913, ГТГ;
«Кисловодский пейзаж со створками дверей в центре (Пейзаж с воротами)», 1913, ГТГ;
«Церковь в Кисловодске», 1913, Пермская государственная художественная галерея;
«Звон», 1913, ГТГ;
«Москва», 1913, ГТГ;
«Победный бой (военное панно)», 1914, Собрание П. О. Авена;
«Нижний Новгород», 1915, ГТГ;
«Автопортрет», 1915, ГТГ;
«У Иверской», 1916, ГТГ;
Портрет неизвестной в голубом платье, 1916;
«Кипарисы (Замок в Алупке)», 1916, ГТГ;
«Пейзаж с красным домом», 1917;
«Башни Ново-Иерусалимского монастыря (Церкви Нового Иерусалима)», 1917, ГРМ;
«Монастырь. Архиерейский дворик в Новом Иерусалиме», 1917, ГРМ;
«Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917, ГТГ;
«Тверской бульвар. Страстной монастырь», 1917, ГТГ;
«Женщины и фрукты», 1917, Рязанский областной художественный музей;
«Женский портрет (Портрет актрисы О. В. Гзовской)», 1918, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;
«Пейзаж с красным домом», 1918, ГРМ;
«Автопортрет со скрипкой»;
«У Черниговской», 1919—1920, ПЗИАХМЗ;
Портрет А. Я. Таирова. 1920;
«Крекинг нефтеперегонного завода», 1931, ГТГ;
«Ночь на Патриарших прудах», 1928, ГТГ;
«Страстная площадь ночью», 1928, ГРМ
«Закат на Волге», 1928;
«Солнце над крышами. Восход», 1928;
«Овощи», 1933, ГТГ
«Строительство метро на Лубянской площади», 1936, ГТГ;

Библиография

  • Лентулова М. Художник А. Лентулов. Воспоминания. — М.: 1969.
  • Аристарх Лентулов. Каталог выставки, М., 1968
  • Мурина Е. Б., Джафарова С. Г. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время: [Альбом]. — М.: Советский художник, 1990. — 268 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: avangardism.rutvkultura.ruru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Аристарх Лентулов: картины художника



Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Проголосуйте page