Макс Либерман: жизнь и творчество художника
Макс Либерман (нем. Max Liebermann, 20 июля 1847, Берлин — 8 февраля 1935, Берлин) — немецкий художник и график еврейского происхождения, считается одним из главных представителей импрессионизма за пределами Франции.
Макс Либерман был не только талантливым художником, но известным деятелем культуры, проявившим в трудные для истории Германии годы подлинный патриотизм и гуманизм. Его имя всегда вызывает высокое уважение у молодого поколения. В написанной им книге «Фантазия в живописи» он рассказал о своей жизни и творческом кредо, и вместе с его живописью она явилась наследием этого крупного мастера XIX столетия.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Макс Либерман родился в Берлине 20 июля 1847 года в семье состоятельного еврейского промышленника Луи Либермана и его супруги Филиппы (урождённой Халлер). Его дед Йозеф Либерман был известным предпринимателем-текстильщиком, заложившим основы финансового благополучия семьи.
После начальной школы Либерман перешёл в реальную школу в Доротеенштадте. Макс уделял много времени рисованию, его родители относились к увлечению мальчика сдержанно. Когда Максу исполнилось двенадцать лет, его отец приобрёл представительный особняк на Парижской площади.
В 1859 году Луис Либерман заказал портрет своей жены, и Макс сопровождал мать к художнице Антони Фолькмар. От скуки он попросил карандаш и начал рисовать. Уже немолодая Антони Фолькмар очень гордилась тем, что именно она открыла миру известного художника.
Родители Макса не испытывали особого трепета перед живописью, но так Макс хотя бы не отказывался ходить в школу.
После занятий в школе Макс отправлялся на частные уроки живописи к Эдуарду Гольбейну и Карлу Штеффеку.
После окончания школы Макс Либерман подал документы в Университет имени Гумбольдта. Он выбрал химический факультет, где успешно учился его кузен Карл Либерман. Однако изучение химии должно было служить только прикрытием для занятий искусством. Вместо посещения лекций он катался в парке Тиргартен верхом и занимался рисованием.
22 января 1868 года Либерман был отчислен из берлинского университета за «отсутствие прилежания в учёбе». После серьёзного конфликта с отцом по этому поводу родители всё же позволили Максу посещать занятия в Художественной академии великого герцога в Веймаре. Там Макс Либерман учился у бельгийского мастера исторической живописи Фердинанда Паувельса, который познакомил Либермана с творчеством Рембрандта во время одной из учебных поездок класса в кассельский Фридерицианум.
Рембрандт произвёл неизгладимое впечатление на молодого Либермана.
Начиная с лета 1871 года Макс Либерман находился в Дюссельдорфе, где влияние французского искусства ощущалось сильнее, чем в Берлине. На средства своего брата Георга Макс совершает первую поездку в Нидерланды, побывав в Амстердаме и Схевенингене, восхитивших его своим светом, людьми и природой.
В декабре 1873 года Макс Либерман отправился в Париж и устроил свою мастерскую на Монмартре. В художественной столице мира он собирался познакомиться с ведущими представителями реализма и импрессионизма. Однако французские художники отказались общаться с «немцем» Либерманом. В 1875 году Либерман провёл три месяца в голландском Зандвоорте. В Харлеме он работал над копиями картин Франса Халса. Изучая портретную живопись Халса, Либерман пытался найти свой собственный стиль. Летом 1876 года Либерман вновь уехал на несколько месяцев в Нидерланды. В Амстердаме Либерман познакомился с художником-офортистом Вильямом Унгером, который в свою очередь свёл его с Йозефом Израэльсом и познакомил с гаагской школой живописи.
В Париже Либерман страдал глубокими депрессиями, которые объяснялись давлением родителей и собственными творческими терзаниями.
В это время появилось лишь несколько картин. Либерман много раз принимал участие в Парижских салонах, которые однако не принесли ему долгожданного успеха. Художественная среда Парижа ничего не могла дать Либерману, напротив отвергала его по причинам шовинистического толка. Его творчество не смогло стать «французским», но испытало большое влияние голландцев. Либерман решил окончательно покинуть Париж.
В 1878 году Либерман впервые побывал в Италии. В Венеции он мечтал посмотреть работы Витторе Карпаччо и Джентиле Беллини и выработать для себя новые творческие ориентиры. Там он познакомился с группой художников из Мюнхена, в частности и с Францем фон Ленбахом, и пробыл в их компании в Венеции три месяца, а затем последовал за ними в столицу Баварии, которая благодаря мюнхенской школе живописи прославилась как центр натуралистического искусства в Германии.
Хотя Либерман уже получил известность, в его творчестве во время пребывания в Голландии в 1879 году наступил застой.
Летом 1880 года Либерман побывал в северо-брабантской деревне Донген. В 1884 году Либерман решил вернуться в Берлин. В мае 1884 года Макс Либерман обручился с сестрой жены своего брата Мартой Марквальд. Бракосочетание состоялось 14 сентября по окончании переезда из Мюнхена в Берлин. По возвращении Либерман был принят в Союз берлинских художников. За Либермана проголосовал его будущий оппонент Антон фон Вернер. В августе 1885 году родилась единственная дочь Либерманов, получившая имя Марианна Генриетта Кете, однако её звали просто Кете. В это время Либерман полностью посвятил себя роли отца и почти не занимался творчеством.
В 1886 году после восьмилетнего отсутствия Либерман вновь участвует в выставке Берлинской академии художеств.
Спустя три недели с начала Первой мировой войны 67-летний Либерман написал: «Я как можно спокойнее работаю дальше, считая, что этим лучше всего послужу общему делу».
Несмотря на такого рода высказывания Либерман проникся духом патриотизма. Он посвятил себя художественной пропаганде войны и создавал рисунки для еженедельных художественных листовок, издававшихся Паулем Кассирером. Осенью 1914 года Макс Либерман оказался среди 93 человек, преимущественно профессоров, писателей и художников, подписавшихся под воззванием «К культурному миру!», отрицавшим военные преступления Германии.
В 1915—1917 годах Либерман не покидал Берлина за исключением двух поездок на курорт в Висбаден. Летом он не поехал в Нидерланды, а остался на Ванзее, а зимой жил на Парижской площади. Его семья не испытывала лишений, хотя на цветочных клумбах в его загородном доме теперь был огород. В мае 1915 года 30-летняя дочь Либермана Кете вышла за дипломата и советника Бетмана-Гольвега Курта Рицлера.
В 1917 году Прусская академия художеств устроила большую ретроспективу творчества Либермана по случаю его 70-летия, где демонстрировалось почти 200 картин. 18 января 1918 года состоялось торжественное открытие зала Макса Либермана в Национальной галерее.
По окончании войны и революции в 1920 году Либерман был избран президентом берлинской Академии художеств.
В 1932 году Либерман серьёзно заболел. По этой причине он снял с себя полномочия президента академии, но был избран почётным президентом. Благодаря вмешательству его друга и врача Фердинанда Зауэрбруха Макс Либерман выздоровел. Портреты Зауэрбруха являют собой финал и вершину портретного творчества художника. Макс Либерман умер 8 февраля 1935 года в своём доме на Парижской площади.
ТВОРЧЕСТВО
Макс Либерман — один из ведущих немецких живописцев XIX столетия, яркий и самобытный мастер европейского реализма.
Его путь в искусстве определила увлеченность творчеством известных художников 1850—1870-х годов — венгра М. Мункачи, французов Г. Курбе и Ф. Милле, его соотечественника А. Менцеля. Либерман не писал исторических полотен, не увлекался драматическими сюжетами из социальной действительности, не создавал произведений в духе салонной живописи. Он оставался всегда верен натуре, любил путешествия, новые впечатления, в которых находил сюжеты для своих полотен.
Как и всех мастеров XIX столетия, его интересовала пленэрная живопись.
Поэтому столь большой интерес у него вызвало творчество французских импрессионистов, живописные завоевания которых он соединил со своим глубоким видением натуры, стремлением отображать современную жизнь в тех ее проявлениях, которые он считал достойными кисти художника.
В 1880-е годы Либерман писал полотна с изображением занятых повседневным трудом крестьян и ремесленников.
Его увлекали сюжеты, в которых труд простых людей — птичниц, женщин, собирающих картофель, прядущих лен, изготавливающих консервы или чинящих сети в рыбацком поселке, ремесленников сапожной мастерской — передавался правдиво, но без подчеркивания его изнурительной монотонности.
Подобно собирательницам хвороста Милле или занятым домашними делами крестьянкам Мункачи, герои картин Либермана заняты обычным для них занятием. Художник умеет подчеркнуть серьезность и достоинство, с которым они относятся к своему труду. Столь же привлекательны для него разнообразные типы людей из народа, сосредоточенное выражение их лиц. Маленькая крестьянская девочка на лугу в картине «Ева» (1882—1883, Гамбург, Кунстхалле) или девочка-подросток, пасущая корову («Девушка с коровой», Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) тоже по-взрослому серьезны и представительны. Полотна этого времени исполнены в характерной для живописи Либермана колористической гамме, строящейся на сочетании коричневого, желтого, зеленого цветов с добавлением нескольких ярких пятен в костюмах. В многофигурных сценах доминируют еще более темные цвета — коричневый, темно-синий, что придает картинам особую колористическую строгость.
После первого посещения Голландии Либерман увлекся колоритным бытом ее жителей и не раз еще бывал в этой стране. В полотне «Амстердамские белошвейки в саду» (1885, Гамбург, Кунстхалле) изображен тихий уголок дворика амстердамского приюта. В окружении зелени яркими цветовыми пятнами смотрятся белые наколки на головках юных миловидных белошвеек и их белые передники, одетые поверх платьев «домино». В этой работе проявился поиск более разнообразных и тонких цветовых сочетаний в решении всегда волновавшей художника задачи написании фигур в пленэре.
После знакомства с живописью французских импрессионистов Либерман обращается к новым темам, что повлекло за собой изменение живописной манеры. Полотно «Аллея попугаев в амстердамском зоопарке» (1902, Бремен, Кунстхалле) обозначило этот перелом в его творчестве.
Особый внутренний ритм увиден художником в обычном эпизоде из городской жизни.
В аллее, залитой солнечным светом, проникающим сквозь густые кроны деревьев, гуляет нарядная публика. Палитра Либермана становится светлой и радостной в передаче красок солнечного летнего дня. Световая моделировка сменяется цветовой. Наблюдаемые на натуре рефлексы обретают динамику, отражая неуловимое и изменчивое взаимодействие света и цвета.
На пленэре исполнено и полотно «Прогулка в дюнах» (1908, Бремен, Кунстхалле). Широкая панорама кажущегося бескрайним морского пространства передана излюбленными цветами — желтым, коричневым, зеленым; полоска желтых дюн мягко сливается с островками зелени побережья, переходит белую пену воды у берега, зелень морской дали и белые плывущие облака, завершающие эту цветовую симфонию. Маленькие фигурки людей, совершающих прогулку у берега или сидящих в дюнах, усиливают ощущение безграничности пространства.
Динамикой ритма современной жизни привлекло художника изображение наездников. Он пишет их в парке, у моря, на скачках, подчиняя пластику движения фигур изменяющимся цветовым сочетаниям. Яркие костюмы всадников и всадниц, окраска животных тонко сгармонизированы с зеленью деревьев, оранжевым гравием дорожек, бело-серой гаммой морского побережья, пестрой толпой за барьером на скачках, в которой быстрый темп движения соревнующихся находит эмоциональный отклик.
Более камерно, чем подобные сюжеты у импрессионистов, смотрятся виды маленьких ресторанчиков у Эльбы или на веранде у моря. Фигуры нескольких посетителей за столиками привносят ощущение размеренного протяженного жизненного ритма. Фиксация изменений цвета и света в пленэре, напротив, рождает впечатление кратковременных мгновений их жизни, чутко передаваемых кистью художника. Это, пожалуй, самые поэтичные произведения Макса Либермана. Более декоративны полотна с изображением сада художника в Ваннзее. За буйно цветущей растительностью почти не видно дома или фигурки садовницы. Эти холсты написаны яркими пастозными мазками, передающими пиршество красок, которым любуется художник.
Характерный для импрессионистов прием написания модели в пленэре в потоке солнечного света использован в полотне «Портрет жены» (1895, Веймар, Музей замка). Горизонтально вытянутый формат холста (пленэристы часто обращались к нему) позволяет достоверно передать связь фигуры и световоздушного пространства, проследить изменяющуюся в лучах солнца тональность каждого цвета, обилие и взаимодействие рефлексов.
Портрет занимал большое место в творчестве художника.
Серия автопортретов, создававшаяся на протяжении всей жизни, многое рассказывает о нелегкой судьбе художника. Ранний «Автопортрет» (1909—1910, Гамбург, Кунстхалле), на котором Либерман написал себя у одного из полотен с изображением всадников, стоящим спиной к зеркалу (что звучит как вызов судьбе, учитывая плохую примету), создан в период его активной творческой жизни, деятельности, связанной с художественно-выставочным объединением «Берлинский Сецессион», одним из создателей которого (1898) и затем президентом (1898—1911) он являлся. Излюбленная «трехцветка» с добавлением белого создает строгую и колористически изысканную гамму полотна.
«Автопортрет» 1934 года (Лондон, Галерея Тейт) написан в трудное для художника время. Еврей по национальности, он подвергся преследованиям нацистов в годы фашистского режима. В знак протеста он вынужден был 7 мая 1933 года выйти из членов Прусской Академии художеств, сложив с себя полномочия ее президента (1920—1932). Менее ярко звучащие зеленый, коричневый, желтый цвета в этом портрете оттеняют драматический внутренний настрой образа.
Не менее биографичны два других «Автопортрета» (1918, Маннгейм, Кунстхалле; 1930, Лейпциг, Музей изобразительных искусств).
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В именитой еврейской семье Макс не отличался особой эрудированностью. На занятиях в школе он часто отвлекался и отвечал невпопад. За это его дразнили одноклассники, и Макс часто симулировал болезни, чтобы не ходить в школу. Родители ставили ему в пример более разумного брата Георга, что ещё больше усиливало в Максе чувство инакости. Одарённость Макса в рисовании ничего не значила для родителей: отец запретил 13-летнему Максу упоминать фамилию Либерман на первой публичной выставке его работ.
Всеобщий патриотический подъём, царивший в стране в 1870 году во время франко-прусской войны, не обошёл стороной и Макса Либермана. Из-за невылеченного перелома руки его не взяли на регулярную военную службу, но он записался добровольцем в орден иоаннитов и служил санитаром под Мецем.
Супруга Макса Либермана покончила жизнь самоубийством, чтобы не попасть в концентрационный лагерь Терезиенштадт, приняв сверхдозу барбитала, и умерла 10 марта 1943 года в Еврейской больнице Берлина. Дворец Либермана на Парижской площади вскоре был разрушен.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Julius Elias: Max Liebermann. Eine Biographie. Berlin 1917
- Max Friedländer: Max Liebermann. Berlin 1924
- Erich Hancke: Max Liebermann. Sein Leben und seine Werke. Berlin 1914 (Zweite Auflage 1923)
- Karl Scheffler: Max Liebermann. München und Leipzig 1906. Mit einem Nachwort von Carl Georg Heise. (Spätere Auflagen München 1912, 1922, Wiesbaden 1953)
- Hans Ostwald: Das Liebermann-Buch. Berlin 1930
- Gustav Pauli: Max Liebermann. Stuttgart und Leipzig 1911
- Walther Rathenau: Max Liebermann, in: Berliner Tageblatt, 1. Juli 1917
- Hans Rosenhagen: Max Liebermann. Bielefeld und Leipzig 1900
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, art-catalog.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Макс Либерман: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook