Пит Мондриан: жизнь и творчество художника
Питер Корнелис (Пит) Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan, 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк) — нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.
Содержание
Биография Пита Мондриана
Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорт. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнесся с чуткостью и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам. Учился в Академии художеств в Амстердаме
В 1914 художник вернулся в Голландию к отцу, который был при смерти и оставался на родине в течение всей Первой мировой войны, а в 1919 снова уехал в Париж.
Умер Мондриан в Нью-Йорке 1 февраля 1944.
Творчество Мондриана
Первые работы художника были написаны в традиции голландской школы.
В 1911 он познакомился с кубистами и их творчество начало оказывать значительное влияние на формирование молодого художника.
Вскоре Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину, и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства.
В 1912-1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан, подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочитал палитру рыжевато-коричневых и серых оттенков.
К 1919 году он уже был членом кружка, в который входили Тео ван Дусбург, Ауд, Ритвелд и ван Эстерен. Все они были адептами модернизма, работали в стилях, близких к живописи Мондриана, и, возможно, оказали на него некоторое влияние в переходе от кубистических композиций к чистым геометрическим формам красных, желтых и синих прямоугольников.
В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал «Де Стиль» и группу с таким же названием.
Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом.
В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра.
К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Используя прямые линии жестких контуров, он делал композиции асимметричными, достигая динамического равновесия. Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясного выражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл «чистой пластической реальностью».
В 1940 Мондриан переехал в Нью-Йорк, двумя годами позже состоялась его первая персональная выставка.
В одной из последних работ художника, Буги-Вуги на Бродвее (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма.
Произведения Модриана оказали влияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон, Виктор Вазарели и Фриц Гларнер. Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и поп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку «Де Стиль», так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.
Интересные факты из жизни художника
- В честь художника назван язык программирования Piet, программы на котором напоминают постживописную абстракцию.
- В Санкт-Петербурге есть дом, выкрашенный под одну из картин Мондриана «Composition with Red, Yellow, Blue and Black». Находится он по адресу: Набережная реки Мойки д.102 (Был. Снесен 28 октября 2013 года.)
- В 1930-х годах французский модельер Lola Prusac, работавшая в то время на парижский модный дом en:Hermès, создала линейку чемоданов и сумок, вдохновленную поздними работами Мондриана: со вставками из красных, синих и желтых квадратов кожи.
- В своей коллекции осень/зима 1965-1966 гг., французский модельер Ив Сен Лоран представил знаменитые платья «Мондриан»—простые трикотажные платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин художника- абстракциониста.
Библиография
- Seuphor M. Piet Mondrian, life and work. New York: Harry N. Abrams, 443 pages 1956
- Piet Mondrian, 1872-1944: centennial exhibition. New York: Guggenheim Museum, 1971.
- Chandler A. The aesthetics of Piet Mondrian. New York: MSS Information Corp., 1972.
- Threlfall T. Piet Mondrian: his life’s work and evolution, 1872 to 1944. New York: Garland Pub., 1988.
- Deicher S. Piet Mondrian, 1872—1944: structures in space. Köln: Benedikt Taschen, 1995.
- Mondrian: Great Modern Master/ Faerna José María, ed. New York: Harry N.Abrams, 1995.
- Schapiro M. Mondrian: On the Humanity of Abstract Painting. New York: George Braziller, 1995.
- Joosten J.J., Welsh R.P. Piet Mondrian: Catalogue Raisonné. New York: Harry N. Abrams, 1998.
- Bax M. Complete Mondrian. Hampshire: Lund Humphries, 2001.
- Rembert V. Piet Mondrian in the USA: the artist’s life and work. Dulles: Parkstone Press, 2002.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art-spb.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Пит Мондриан: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook