Николай Пимоненко: жизнь и творчество художника

Никола́й Корни́льевич Пимоне́нко (укр. Микола Корнилович (Корнелійович) Пимоненко; 9 (21) марта 1862, Киев — 26 марта (8 апреля) 1912, Киев) — выдающийся российский жанровый живописец, украинского происхождения, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Николая Пимоненко

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Николай Пимоненко родился в пригороде Киева — Приорке, в семье мещанина, резчика по дереву, хозяина иконописной мастерской Корнилия Даниловича Пимоненко.

Обучался иконописи в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, где в 1876 году был замечен Николаем Ивановичем Мурашко, основателем и директором Киевской рисовальной школы. Мурашко, оценив несомненный талант мальчика, уговорил содержавшего Киевскую рисовальную школу мецената Н. И. Терещенко, принять Пимоненко в школу бесплатно.

Обучался в классе у Иосифа-Казимира Будкевича и Харитона Платонова. В 1880 году, на второй год учёбы, Пимоненко признан лучшим учеником и зачислен в штат школы репетитором. В 1882 году выпускается из школы с присвоением звания учителя рисования.

Осенью 1882 года сдаёт экзамены и поступает в Императорскую Академию художеств вольнослушателем. Учился в мастерской Владимира Донатовича Орловского, на дочери которого впоследствии женился Пимоненко. Награждён двумя малыми и одной большой серебряной медалью Академии «За успех в рисовании».

В 1884 году из-за плохого здоровья и по настоянию врачей покидает Академию и, вернувшись в Киев, поступает на должность старшего преподавателя Киевской рисовальной школы, где преподаёт вплоть до 1901 года, когда школа прекратила существование.

Принял участие в организации Киевского художественного училища, находившегося в ведении Императорской Академии художеств. Статский советник, с 1900 года и до конца жизни преподавал графику в Киевском политехническом институте императора Александра II.

В 1891 году за выставленные на академической выставке картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения» Н. К. Пимоненко получает звание почетного вольного общника Императорской Академии художеста. 1 января 1897 года за образы Святого Николая и Святой Александры в Киевском соборе Святого Владимира награждён императором орденом Святой Анны III степени. Участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене.

В 1909 году за картину «Гопак» Пимоненко награждается золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Картина, имевшая большой успех была приобретена Лувром. Член Товарищества передвижных художественных выстовок (с 1899 года), Товарищества южнорусских художников, Общества мюнхенских художников и Парижского интернационального союза искусства и литературы.

В 1904 году Н. К. Пимоненко Советом Императорской Академии художеств присвоено почетное звание Академика живописи «за известность на художественном поприще».

После тяжёлой болезни 26 марта 1912 года Пимоненко скончался. Похоронен на Лукьяновском кладбище в Киеве.

В 1913 году в Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка художника, на которой экспонировалось 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом.

ТВОРЧЕСТВО

Николaй Корниилович Пимоненко — украинский художник, автор многих картин на национальную украинскую тематику. Произведения художника в опоэтизированном виде изображают быт и труд украинского народа; в его картинах жанровая сцена нередко сочетается с пейзажем.

Успех пришел в 1888 году, с картиной «Святочное гадание». Вот как оценивает ее один из современников художника: «Две украинские девушки гадают на святках со свечой в руках по отлитому воску. Картина пользовалась успехом. С нее делали копии. Одну из них пришлось делать и мне по заказу магазина А. Шомина, торговавшего на Большом проспекте Петербургской стороны».

СВАТЫ

На данной картине, зритель может увидеть достаточно обычное дело, и даже несколько традиционное действо, которое называется сватовством. Мы видим, как сидят сваты, они перевязаны специальными рушниками и общаются с женщиной. Женщина является матерью девушки, которая сидит поодаль, как это и было положено испокон веков. Удивительным образом точно прорисованы национальные одежды, в которые облачены герои картины.

«Сваты»

Таким же образом, поражает и довольно точная прорисовка тогдашнего типичного жилья, стоит отметить, что, несмотря на кажущуюся пустоту в помещении, это не является выдумкой автора, в те времена, все, что должно быть на кухне, это стол, печь и скамейки. Неслучайно автор отлично прорисовывает иконы, которые стоят сверху, над обеденным столом, в прошлом он имел большой опыт в иконописи и резьбе по дереву, поэтому иконы выполнены очень качественно и достоверно.

Мастер очень достоверно передает все краски, что делает полотно более реалистичным и верным с точки зрения передачи сюжета. Также стоит отметить и поразительную игру света, который проникает в помещение через два окна и озаряет собой все, таким образом, мастер актуально играет с тенью и бликами на некоторых поверхностях и людях. Точность прорисовки отдельных этнических деталей позволяет не только рассмотреть иконы, но даже увидеть узоры на одеждах и рушниках, которые висят поверх икон.

БРОД

На картине украинского художника Николая Пимоненко «Брод», изображен эпизод из жизни украинской глубинки.

Художник старался передать ощущение радости и беззаботности, детей, которые, не смотря на преграду, в виде речки не унывают и босиком переходят её в брод. Наверное, они возвращаются с луга, где пасли телят. Юмор картине придают изображенные справа гуси, которые удивленно смотрят на веселую компанию. Вероятно, детям не впервой возвращаться с этой работы. В деревнях маленьким ребятам приходилось пасти скотину, что являлось для них обыденным занятием. Брод вовсе не является преградой для молодых деревенских жителей. Они переходят его далеко не в первый раз. И это ясно, ведь на картине нет и намека, на чувство тревоги, неуверенности или страха. Об этом дает понять отсутствие тревожных тонов. Ощущение спокойствия также передается через мягкие зеленые оттенки деревьев и травы.

«Брод»

Очень красиво изображена на картине река, в ней отражается покосившийся плетень и песчаный берег. На плечах у мальчика котомка, в которой наверняка был обед маленьких пастушков. У девочки в руках хворостина, которой погоняет телят. За рекой виднеется дом, в который наверняка спешат дети. Картина очень позитивная, яркое красное платьице на девочке придает настроение произведению художника.

Художник как бы наблюдает за ребятами и умиляется детской беззаботности, но по-настоящему взрослому трудолюбию юных пастухов. Это же ощущение передается и зрителям картины.

В своих трудах, Николай Пимоненко обращается к теме Украинской Деревни. Поэтому, ему как никому другому удавалось передать дух, красоту природы украинской земли и добродушность украинского народа. Эта картина также не является исключением. Даже краски, которыми изображена картина «Брод», являются добрыми — используемые тона не резкие, светлые, мягкие.

Картина Пимоненко «Брод» в настоящий момент находится в Одесском художественном музее.

ЖЕРТВА ФАНАТИЗМА

«Жертва фанатизма» — одна из наиболее известных картин украинского художника-передвижника, написанная им в 1899 году. Эта социально-обличительная картина была создана художником после того, как он прочитал в газете о избиении членами иудейской общины девушки, которая полюбила кузнеца-украинца и перешла в христианство. Взволнованный этой заметкой, художник перед написанием картины посетил местечко Кременец на Волыни, где сделал много эскизов с натуры.

«Жертва фанатизма» 1899

Молодая девушка в разорванной рубашке, спасаясь от разъярённой толпы, прижалась к забору, на шее виден крест. Прямо против неё стоит потрясающий кулаками человек в иудейской ритуальной одежде — помимо кипы на нём тфилин и талит. Остальные жители местечка одеты обыденно. Многие из них вооружились палками, зонтиками и ухватами. Родители девушки находятся несколько в стороне: мать рыдает, отвернувшись от дочери, а отец поднял правую руку в знак отречения от дочери.

Картина выполнена маслом на холсте. В настоящее время находится в экспозиции Национального художественного музея Украины.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Картина Н. К. Пимоненко «До дому» послужила причиной скандала в среде Передвижников. Картина без разрешения художника стала прототипом водочной этикетки «Спотыкач», выпускаемой водочным фабрикантом Шустовым. Передвижники написали гневное письмо Пимоненко, обвинив его в продажности. Художник был вынужден подать в суд на фабриканта с требованием изъять из продажи «Спотыкач», а этикетку уничтожить.

"До дому" 1896

В 2006 году был поставлен «абсолютный мировой рекорд продаж художника Пимоненко» — полотно «Продавщица холста», (1901), было продано с аукциона за 160 тысяч долларов США.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Затенацкий Я. П. Николай Корнилович Пимоненко: жизнь и творчество 1862 — 1912. — Киев: Академия наук Украинской ССР; Институт искусствоведения, фольклора и этнографии., 1955
  • Огиевская И. В. Николай Пимоненко: Альбом = Микола Пимоненко: Альбом. — Киев: Мистецтво, 1983
  • Живопись. Владимир Орловский, Николай Пимоненко = Живопис. Володимир Орловський, Микола Пимоненко. — Хмельницкий: Артанія Нова. Галерея, 2008
  • Н. А. Езерская «Передвижники и национальные художественные школы народов России», Москва, издательство «Изобразительное искусство», 1987

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgopisanie-kartin.comartcontext.info

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Николай Пимоненко: картины художника



Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Проголосуйте page