Пьер Пюви де Шаванн: жизнь и творчество художника
Пьер Сеси́ль Пюви́ де Шава́нн (фр. Pierre Cécile Puvis de Chavannes) — французский художник.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Пьер Пюви де Шаванн родился 14 декабря 1824 года в Лионе.
Яков Тугендхольд писал, что именно лионское происхождение «наложило на его характер особенный женственный и мистический отпечаток»
Следуя примеру отца, горного инженера, он собирался посвятить себя естественным наукам, но два путешествия по Италии (1847—48) пробудили в нем желание стать художником. Пюви де Шаванн учился в мастерской Анри Шеффера, позднее — у Тома Кутюра.
В течение двух недель будущий художник был учеником прославленного Эжена Делакруа.
После Делакруа Пюви де Шаванн попытал счастья в мастерской Кутюра. Однако наибольшее влияние на развитие его индивидуальности оказали фрески мастеров Раннего Возрождения и творчество Энгра.
В 1850 г. Пюви де Шаванн впервые показал свои работы в Салоне, однако успеха у публики не имел. В последующие годы его полотна неоднократно отвергались жюри. Первый успех пришел к художнику в 1861 г., когда он выставил в Салоне свои картины «Война» и «Мир», принесшие ему официальное признание.
Настоящая известность пришла к Пюви де Шаванну после создания двух композиций «Надежда» (1871 и 1872 гг.). Обе картины предельно просты: молодая девушка, аллегория Надежды (в одном варианте обнажённая, в другом — одетая в белое платье), изображена на фоне скромного весеннего пейзажа. Фигура помещена на переднем плане, пейзаж создаёт ощущение плоского фона. Благодаря этому оливковая ветвь (символ мира) в руках обнажённой девушки кажется деревом на заднем плане.
В 1874—98 гг. Пюви де Шаванн создает свои лучшие произведения монументальной живописи — цикл панно «Жизнь св. Женевьевы» для парижского Пантеона (бывшей церкви Св. Женевьевы). Огромные холсты представляют собой последовательный рассказ о жизни святой, однако каждый из них самодостаточен («Детство св. Женевьевы», «Св. Женевьева, снабжающая парижан продовольствием во время осады»).
Интерес Пюви де Шаванна к античности сблизил его с французскими символистами, входившими в объединение «Парнас» (Ш.Л. де Лилем, Т. Готье), видевшими в античности объект для любования совершенством формы, а не средство воспитания современного человека. Эти идеи в полной мере нашли отражение в монументальных композициях, выполненных Шаванном для Дворца искусств в Лионе (1884—89): «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами», «Видение античности. Символ формы» и «Христианское вдохновение».
В 1873 году он впервые вошел в состав жюри Салона.
В 1893 году пришел заказ из Америки: Пюви де Шаванна просили написать панно для Бостонской библиотеки. Но поистине триумфальным стал для мастера 1895 год, когда в его честь был устроен пышный банкет, на котором министр народного просвещения во всеуслышание заявил, что Пюви де Шаванн «высоко вознес имя Франции и сделал родину более славной и великой». Слава, настигшая, наконец, художника, не переменила его привычек и характера. Он по-прежнему жил очень скромно.
24 октября 1898 года он умер.
Творчество Пюви де Шаванна нашло глубокий отклик у его современников, которые считали художника основоположником символизма. Хотя он был прекрасным педагогом, любимым учениками, настоящих талантов среди его последователей все же не было.
ТВОРЧЕСТВО
В основном, тематика его работ — это стилизация под античность, декоративная и монументальная живопись в духе итальянских живописцев XV столетия, произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии. Многие его полотна — это написанные маслом в мастерских монументальные вещи, затем закреплявшиеся на стенах у заказчиков.
Пюви де Шаванн — крупнейшая фигура в области монументальной живописи конца XIX в. Особенностью, характерной для этого вида искусства, было требование большей живописной конкретности, что в какой-то мере лишало картины Шаванна утонченности, свойственной символизму. И все же он был тесно связан с этим направлением своей способностью к поразительной метафоре, стремлением к абстракции, что превращало его картины, по его собственному выражению, «в нечто, параллельное натуре».
Одна из лучших композиций цикла «Жизнь св. Женевьевы» — «Св. Женевьева, созерцающая Париж» — прекрасно передаёт дух сосредоточенности и строгого благородства, к которым всегда стремился художник. Фигура св. Женевьевы завораживает ясным и лаконичным, как у статуи, силуэтом и отточенным рисунком. Панорама города с протекающей вдали Сеной кажется плоской. Этот принцип был очень важен для Пюви де Шаванна: плоский фон, подчёркивающий декоративное начало в композиции, сближал, по его мнению, современную живопись с фресками великих итальянских мастеров XV в. Колорит картины, построенный на бледных жёлто-коричневых, розовых и голубых тонах, также вызывает в памяти росписи эпохи Возрождения.
Панно «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами» наиболее полно воплощает символистские представления об античности. На нём изображены музы и аллегории изящных искусств, однако сюжет пересказать почти невозможно. Персонажи пребывают в лирическом пейзаже; объём пространства обозначен условно, что характерно для художника. Изысканная композиция и словно вылепленные объёмы фигур делают картину похожей на греческий рельеф, но это не копирование, а тонкая стилизация, образ, рождённый в сознании современного человека.
Умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет в символическую композицию блестяще проявилось в полотне «Девушки у моря» (1879), которое художник считал своей лучшей работой. Это живописная аллегория гармонии человека и природы. Все фигуры написаны с удивительным мастерством. Холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт интимной сцене «глубокое дыхание» монументальной росписи. Творчество Пюви де Шаванна находится у истоков символизма. Художнику удалось построить в своем искусстве «новый мир, параллельный природе». В таком мире любые обыденные понятия и действия наполняются другим, возвышенным смыслом, быт становится частью Бытия, и это превращение Пьер Пюви де Шаванн сумел показать с подлинным совершенством.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Почти всю жизнь Пюви де Шаванн прожил холостяком, предпочитая радости свободной любви тяготам брака. Лишь на склоне лет, уже старцем, сделался он семьянином, женившись на княгине Кантакузен (некогда она была возлюбленной другого живописца, Теодора Шассерио). Семейная жизнь его продолжалась недолго. Через год после бракосочетания супруга художника скончалась.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Vachon, «Р. de-Ch.» (П., 1895).
- Werth L., Puvis de Chavannes, (P., 1926)
- Тугендхольд Я., Пювис до Шаванн
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, artfrance.ru, artclassic.edu.ru, bibliotekar.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Пьер Пюви де Шаванн: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook