Джексон Поллок: жизнь и творчество художника
Джексон Поллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 — 11 августа 1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.
Содержание
Биография Джексона Поллока
Джексон Поллок родился в штате Вайоминг, он был младшим из пяти сыновей. Первые пятнадцать лет его жизни семья переезжала с места на место.
Когда Полу было одиннадцать, его родители остановились в Аризоне. Именно там с ним произошёл несчастный случай: приятель отрубил ему фалангу пальца.
Поллок обучался в Высшей школе прикладных искусств, где сблизился с одним из учителей, Фредериком Джоном Швамковским, который посвятил его в основы теософии.
В 1930 году Поллок переезжает в Нью-Йорк вслед за своим братом Чарльзом. Они вместе обучались у Томаса Бентона, который оказал влияние на Поллока, заметное в криволинейных волнистых ритмах его картин, а также в использовании деревенских сюжетов.
Творчество Поллока
В период Второй мировой войны Нью-Йорк стал новой столицей современного искусства: в этот город прибывали художники из оккупированной Европы; здесь проходили многочисленные выставки, посвященные современному искусству. На Поллока огромное впечатление произвели выставки Пикассо — «Герника», представленная в 1940 г. и ретроспектива «Пикассо.
Сорок лет. 1900-1940″. Европейский сюрреализм и изучение теорий Юнга определили творчество Поллока в 1940-е гг. В это время к художнику пришел и первый успех. Он участвовал в выставке «Американская и французская живопись», где его работы соседствовали с произведениями Пикассо, Матисса, Брака и Дерена.
В 1943 г. состоялась первая персональная выставка мастера.
В своих произведениях Поллок полностью отказался от какой-либо связи с действительностью, стремясь выразить лишь свое состояние. Он начал пользоваться изобретенной им техникой «дриппинг» — выдавливанием и разбрызгиванием краски из тюбика прямо на холст.
В 1950 г. в журнале «Art News» была опубликована серия фотографий Ханса Намута, запечатлевшая Поллока за работой и вызвавшая сенсацию в мире. Художник раскладывал на полу мастерской натянутое на подрамник полотно и судорожными движениями покрывал его красками, то используя кисти, то просто выдавливая краску из тюбиков прямо на холст.
В 1950 г. Поллок испытал потрясающий успех на венецианской Биеннале. В это время мастер написал такие произведения, как «Осенний ритм», «Лиловый туман», «Галактику» и «Белый свет».
Персональные выставки у Пегги Гуггенхейм сделали Поллока знаменитым. Посетив одну из них в 1945 году, Клемент Гринберг описал Поллока как «сильнейшего художника поколения и, возможно, величайшего, который появился после Миро». Критик Клемент Гринберг придумал, как объяснить эти работы. Галеристка знала, как их продать. А музейщики поняли, как ввести их в историю искусства XX века. Вот три института, которые создали авторитет американского искусства: галерея, пресса, музей.
В последние несколько лет своей жизни Поллок — и знаменитость, и алкоголик. Он начал опускаться по спирали, которая привела его к разрушению семьи, надежды на карьеру. 11 августа 1956 г. Поллок погиб в автомобильной катастрофе.
Значимые работы художника
- 1942 — «Мужское и женское» («Male and Female»)
- 1942 — «Стенографическая фигура» («Stenographic Figure»)
- 1943 — «Фреска» («Mural»)
- 1943 — «Женщина-луна разрезающая круг» («Moon-Woman Cuts the Circle»)
- 1943 — «Волчица» («The She-Wolf»)
- 1943 — «Голубое (Моби Дик)» («Blue (Moby Dick)»)
- 1946 — «Глаза в жару» («Eyes in the Heat»)
- 1946 — «Ключ» («The Key»)
- 1946 — «Чайная чашка» («The Tea Cup»)
- 1946 — «Мерцающая субстанция» («Shimmering Substance»)
- 1947 — «Full Fathom Five»
- 1947 — «Собор» («Cathedral»)
- 1947 — «Сближение» («Convergence»)
- 1947 — «Зачарованный лес» («Enchanted Forest»)
- 1948 — «№ 5, 1948»
- 1948 — «Живопись» («Painting»)
- 1948 — «Номер 8» («Number 8»)
- 1948 — «Лето: номер 9А» («Summertime: Number 9A»)
- 1950 — «Номер 1» («Number 1, 1950 (Lavender Mist)»)
- 1950 — «Осенний ритм» («Autumn Rhythm: No.30, 1950»)
- 1950 — «Один: номер 31» («One: No. 31, 1950»)
- 1951 — «Номер 7» («Number 7»)
- 1952 — «Синие столбы» («Blue Poles: No. 11, 1952»)
- 1953 — «Портрет и мечта» («Portrait and a Dream»)
- 1953 — «Пасха и тотем» («Easter and the Totem»)
- 1953 — «Серость океана» («Ocean Greyness»)
- 1953 — «Глубина» («The Deep»)
Библиография
- Abstract Expressionism: The Critical Developments // Ed. by M. Auping. N.Y., 1987.
- Allöway L. Jackson Pollock: Paintings, Drawings and Watercolours fron the Collection of Lee Krasner Pollock. London, 196 Г
- Мартыненко Н.В. Живопись США XX века. Киев, 1989.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: px-pict.com, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Джексон Поллок: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook