Ян Провост: жизнь и творчество художника
Ян Прово́ст (нидерл. Provoost, Provost ок. 1465, Монс — январь 1529, Брюгге) — фламандский живописец; представитель ранней нидерландской школы живописи.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Фламандский художник Ян Провост родился в 1465г. и всю жизнь прожил во Фландрии. Упоминания о мастере Яна Провоста есть в документах 1493 года, хранящихся в антверпенской ратуше. А в 1494 году мастер переехал в Брюгге.
Был женат на вдове художника и миниатюриста Симона Мармиона, по смерти мужа унаследовавшей значительное состояние.
Большинство картин Яна Провоста — религиозного характера. К сожалению, значительная часть произведений не сохранилась, и воссоздать полную картину его творчества почти невозможно.
Умер Ян Провост в 1529г.
ТВОРЧЕСТВО
В картинах Провоста на духовные сюжеты отмечают стилистическое влияние Герарда Давида и Ганса Мемлинга. Единственное полотно, в отношении которого авторство Провоста документально засвидетельствовано,— «Страшный суд» (написана для ратуши Брюгге в 1525). Идентификации остальных основаны на косвенных свидетельствах и исследованиях учёных, как, например, «Распятие» из церкви в деревне Koolkerke. В некоторых работах Провоста присутствуют аллегорические фигуры/предметы и загадочные ребусы, как, например, «Череп в нише» на обороте диптиха «Несение Креста». Наиболее представительная коллекция картин Провоста находится в Музее Грунинге (Брюгге).
Его искусство сложилось под влиянием последних классиков раннего нидерландского Возрождения Герарда Давида и Квентина Массейса. И если Давид стремился выразить религиозную идею через драматизм ситуации и человеческие переживания, то у Квентина Массейса мы найдем другое — тягу к идеальным и гармоническим образам. Прежде всего здесь сказалось влияние Леонардо да Винчи, с творчеством которого Массейс познакомился во время своего путешествия в Италию.
В картинах Яна Провоста традиции Г. Давида и К. Массейса соединились воедино.
«БОГОРОДИЦА ВО СЛАВЕ»
В собрании Государственного Эрмитажа есть одно произведение кисти Яна Провоста — «Богородица во Славе», написанное на деревянной доске в технике масляной краски.Эта огромная картина изображает окруженную золотым сиянием деву Марию, стоящую на полумесяце в облаках. На руках ее — младенец Христос. Над ней парят в воздухе Бог-Отец, Святой Дух в виде голубя и четыре Ангела. Внизу — коленопреклоненный царь Давид с арфой в руках и император Август с короной и скипетром. Кроме них, в картине изображены сивиллы (персонажи античной мифологии, предсказывающие будущее и толкующие сны) и пророки. В руках одной из сивилл свиток с надписью «Лоно девы будет спасением народов». В глубине картины виден поразительный по своей тонкости и поэтичности пейзаж с городскими зданиями и портом. Весь этот сложный и теологически запутанный сюжет был традиционен для нидерландского искусства. Даже присутствие античных персонажей воспринималось как своеобразная попытка религиозного оправдания античной классики и никого не удивляло. То, что кажется нам сложным, воспринималось современниками художника с легкостью и было своеобразной азбукой в картинах.
Однако Ян Провост делает определенный шаг вперед на пути освоения этого религиозного сюжета. Всех своих персонажей он объединяет в едином пространстве. Он совмещает в одной сцене земное (царь Давид, император Август, сивиллы и пророки) и небесное (Мария и ангелы). По традиции, он изображает все это на фоне пейзажа, чем еще более усиливает впечатление реальности происходящего. Ян Провост старательно переводит действие в современную ему жизнь. В фигурах Давида и Августа без труда можно угадать заказчиков картины, богатых нидерландцев. Античные сивиллы, лица которых почти портретны, живо напоминают богатых горожанок того времени. Даже великолепный пейзаж, несмотря на всю свою фантастичность, глубоко реалистичен.
Он как бы синтезирует в себе природу Фландрии, идеализирует ее.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
По свидетельствам современников, известно, что Ян Провост принимал участие в оформлении торжественного въезда короля Карла в Брюгге. Это говорит об известности и больших заслугах мастера.По словам Дюрера, с которым он некоторое время путешествовал по Нидерландам, въезд был обставлен с большой пышностью. Весь путь от городских ворот до дома, где остановился король, был украшен аркадами на колоннах, повсюду были венки, короны, трофеи, надписи, факелы.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Spronk, Ron. Jan Provoost: Art Historical and Technical Examinations. Thesis/dissertation. 2 vls. Groningen: Rijksuniversiteit, 1993.
- Bruges and the Renaissance: from Memling to Pourbus. Catalogue of exhibition held in 1998 in Bruges, ed. Maximiliaan P.J. Martens. 2 vols. Bruges, 1998
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, northernrenaissance.jimdo.com
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Ян Провост: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook