Джозеф Райт: жизнь и творчество художника
Джозеф Райт из Дерби( англ. Joseph Wright of Derby) (3 сентября 1734,Дерби, Англия — 29 августа 1797, Дерби, Англия) — один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия, специалист по портретам и ландшафтной живописи.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в Дерби в семье адвоката — Джона Райта (1697—1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700—1764). Джозеф был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.
Три года (1751—1753 и 1756—1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона, у которого также учился Джошуа Рейнольдс. До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби). С 1760 по 1773 годы художник жил в Дерби.
Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт сделал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал.
В период с 1773 по 1775 годы Джозеф находился в Италии, где рисовал древние руины (например, могилу Вергилия), изучал прорисовку ландшафтов («Человек, закапывающий норы»), копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.
Два года (1775—1777) художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо. Потерпев неудачу, вернулся в Дерби.
Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780—1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году — полным). Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу).
В последние годы жизни он часто болел и лечился у своего друга Эразма Дарвина. Умер Джозеф Райт в Дерби 29 августа 1797 года в кругу семьи, и был похоронен в основании церкви святого Алькмунда.
Творческое наследие Райта собрано, главным образом, в Иельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене, в Уодсворт Атенеум в Хартфорде, в галерее Тейт в Лондоне и в музее Дерби, включая значительное собрание рисунков и акварелей.
ТВОРЧЕСТВО
Местопроживание художника в Дерби как раз способствовало этому, так как именно здесь проявилась Индустриальная революция через кузницы, стекольные и глиняные магазинчики и местные фабрики. Дух этих мест нашел отражение во многих работах художника, например, в «Лекции о солнечной системе» (ок. 1763—1765, Художественная галерея Дерби); «Опыт с воздушным насосом» (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон); «Кузница» (1773,Эрмитаж, Петербург), «Алхимик, открывающий фосфор» (1771—1795, Художественная галерея, Дерби).
Впервые героями больших композиций стали рабочие и ученые, а не античные и библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры.
Райт не считал свою эпоху такой уж трудной и опасной – напротив, приход науки на смену алхимии и религии он категорически приветствовал.
На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.
Довольно близок был Райт с Эразмом Дарвином (Erasmus Darwin) и другими членами Лунного общества (Lunar Society) – видной группировки промышленников, ученых и философов.
Ряд картин Райта, запомнившихся прежде всего умелой игрой света и тени, был создан под впечатлением от собраний Лунного общества.
Свет на картинах Райта, однако, имел и метафорический смысл – научные сообщества в те времена серьезно изменяли мир и человеческий взгляд на него, выступая одновременно в качестве путеводного света, и светового луча, открывающего сокрытые во тьме тайны. Среди его типических работ – Лекция о солнечной системе (ок. 1763–1765, Художественная галерея, Дерби), Опыт с воздушным насосом (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон), Кузница (1773, Эрмитаж, Петербург).
До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако, благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В Дерби он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд» и химиком Джозефом Пристли. Присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах «Планетарий» (1766), «Испытание насоса» (1768). Дени Дидро отметил эти работы Райта, назвав их «серьёзным жанром».
В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.
У Райта и его единственной жены было шестеро детей, трое из которых умерли во младенчестве.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Nicolson В. Joseph Wright of Derby: painter of light, v. 1-2, [N. Y.], 1968.
- Большая советская энциклопедия в 30 томах. Третье издание [1969, CHM]
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, peoples.ru, krugosvet.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Джозеф Райт: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook