Джино Северини: жизнь и творчество художника
Джино Северини (итал. Gino Severini; 7 апреля 1883, Кортона — 26 февраля 1966, Париж) — итальянский художник, график и скульптор.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Джино Северини родился в 1883 г. в Кортоне.
В 1899 г. приехал в Рим, где посещал вечерние курсы школы виллы Медичи. В 1900 г. встретился с Балла и Боччони, которые познакомили его с системой дивизионизма.
В 1906 г. Северини приехал в Париж, где воочию увидел живопись Сёра и Синьяка, завязал знакомство с Модильяни, Браком, Дюфи, Утрилло. Пейзажи этого времени, написанные в пуантилистической манере, насыщены светом, интенсивными вибрациями воздушной среды («Париж, Сена, баржи Лувра», 1908).
В 1916 г. наметился отход Северини от футуристического движения. В теоретических работах «Символизм пластический и символизм литературный» (1916) и «Авангардная живопись» (1917) художник призывал к строгой архитектонике живописных построений, к воссоединению научного и художественного мышления.
Сблизившись в 1919 г. с журналом «Валори пластичи», он обращается к изучению классического наследия — законов перспективы и светотеневой моделировки, математических пропорций и модулей, организующих живописное пространство. В теоретическом эссе «От кубизма к классицизму» (1921) Северини выступает сторонником «эстетики циркуля и числа». «Объективные», «научно выведенные» нормативы он апробирует в своем первом монументальном цикле — настенных росписях замка Монтефугони близ Флоренции (1921—22).
В 1920-х гг. Северини испытал духовный кризис и под влиянием Ж. Маритена обратился к католицизму.
Жил главным образом в Париже (в 1935–1946 – в Риме), часто наезжая в Италию. В 1923—39 гг. им выполнены монументальные ансамбли в церквах Швейцарии (во Фрибуре, Лозанне, Ла Роше), а также декоративные циклы для Дворца правосудия в Милане (1936—37), для Падуанского университета, для почтового ведомства в Александрии (1937—41). В поздние годы Северини занимался сценографией, сотрудничая с театром Маджо Фьорентино и с театром Фениче в Венеции.
В 1940–1950-е годы Северини работал и как сценограф (для театров «Маджо» во Флоренции и «Фениче» в Венеции). Опубликовал мемуарную книгу Вся жизнь живописца (1946). С начала 1950-х годов не раз варьировал свои ранние футуристические мотивы в русле новой моды на абстракционизм.
Умер Северини в Париже 26 февраля 1966.
Произведения художника представлены в Городском музее современного искусства в Париже, а также в музеях Роттердама, Нью-Йорка и в частных собраниях (Милан, Париж). В 1961 в Риме (Палаццо Венеция) прошла ретроспективная выставка его работ.
ТВОРЧЕСТВО
В 1910 г. Северини присоединился к футуристической группировке, подписав Манифест художников-футуристов. В дальнейшем художник был посредником между миланским и парижским авангардом. Его первые футуристические картины изображают танцовщиц и сценки в кабаре («Юные танцовщицы», 1911).
Сочетая приемы дивизионизма, футуризма, кубизма, Северини аналитически членит форму на разных уровнях; фигуры двоятся, множатся, демонстрируя симультанность; угловатые плоскости рассекают их на отдельные фрагменты, а точечные мазки символизируют молекулярную структуру материи («Голубая танцовщица», 1912; «Динамический иероглиф бала Табарэн», 1912). Дробление объемов создает ощущение ритмичного мелькания, непрерывных смещений контура.
В манифесте «Пластические аналогии» (1913) Северини утверждал: «Движение и свет разрушают материальность тел».
Футуристический динамизм в произведениях художника отличается легкостью, сверкающей бравурностью. «Пластическая экспрессия», «эмотивная среда» воссоздаются не агрессивным натиском жестких пронзающих форм и кричащих цветов, а ускоренными ритмами, порхающими линиями, искрящимися красками («Танцовщица», 1913; «Танцовщица», 1913—14; «Танцовщица», 1914; «Танцовщица», 1915). «Пластическая аналогия», по Северини, возникает из соотношения отвлеченных зрительных свойств. Сплав форм и цветов возбуждает ассоциации с самыми разными явлениями, воспринимается как образопорождающая стихия, первичное вещество формирующейся реальности («Танец медведя = Лодка с парусом», 1914; «Танцовщица + Море + Парус = Букет цветов», 1914; «Море = Танцовщица», 1914).
Неоклассические черты господствуют и в станковых работах 1920-х гг. — видах античного Рима, натюрмортах, изображениях персонажей комедии дель арте («Пьеро-музыкант», 1924, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам).
В конце своего творчества Северини возвращается к поискам своей молодости, и в 1960 делает новый вариант «Танца Пан-Пан» (Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Кроме того, художник создал множество фресок, особенно для церквей (замок Монтефугони, близ Флоренции; церкви в Лозанне, Лароше, Фрейбурге). Теоретик и критик искусства, Северини является автором нескольких печатных работ (например, «Танец медведя в Мулен-Руж»).
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В 1946 году Северини выпустил двухтомную книгу мемуаров «Вся жизнь художника» (Tutta la vita di un pittore), представляющую собой ценный документ по истории художественного авангарда.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006
- Die Welt der Malerei, Gütersloh-Amstelveen 1997
- Enzyklopädie des Wissens, Bd.4 Köln 1990
- Бобринская Е.А. Футуризм. М., 2000
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artclassic.edu.ru, ru.wikipedia.org, krugosvet.ru, bibliotekar.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Джино Северини: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook