Мартин Шонгауэр: жизнь и творчество художника

Мартин Шонгауэр (нем. Martin Schongauer; 1435/1440, Кольмар — 2 февраля 1491 Брейзах, Баден) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр периода Раннего Возрождения.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Мартина Шонгауэра

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Мартин Шонгауэр родился предположительно в 1435г. О его жизни известно мало.

Юность он провел в Нидерландах, возможно, работая в мастерской Рогира ван дер Вейдена. Шонгауэр, еще будучи подмастерьем, был хорошо знаком с современной ему нидерландской школой. В самом деле, монументальный стиль нидерландского мастера отражается в ранних произведениях Шонгауэра, хотя еще несколько напряженных по исполнению. Шонгауэр учился сначала в мастерской отца, а затем брал уроки у мастеров гильдии живописцев, членом которой он стал.

Вопрос о его учебе в 1465 в университете Лейпцига является спорным (поскольку там, возможно, готовили только священников). Хотя его имя неоднократно упоминается в земельном регистре Кольмара, он, кажется, так никогда и не получил звание гражданина этого города.

Около 1488 Шонгауэр уезжает в Брейзах, где становится гражданином города и официальным художником (в этом качестве его имя упоминается в 1489).

В последние годы жизни Мартин Шонгауэр написал фреску «Страшный суд» (1489–1491) в соборе Брейзаха, но она сохранилась лишь частично.

Умер Мартин Шонгауэр в 1491г.

ТВОРЧЕСТВО

До нас дошло мало работ этого великого мастера. Самой значительной из них является «Мадонна в беседке из роз» (1473, Кольмар, ц. Сен-Мартен). Старая копия (Бостон, музей Гарднера) показывает, что доска, на которой написана эта картина, была обрезана со всех четырех сторон (тем самым, пропали фигура Бога-Отца и голубь Св. Духа).

Madonna of the Rose Bush 1473

Обучение ювелирному делу и влияние Рогира ван дер Вейдена предопределили линеарность манеры художника.

Шонгауэра интересует здесь не столько развитие сюжета, сколько анатомия и мельчайшие детали декора.

Его мягкий рисунок, сведенный только к основным моментам, придает фигурам присущую им пластическую выразительность. Мадонна, одна из самых прекрасных в истории немецкого искусства, погружена в глубокое размышление, ее голова наклонена, передавая всей композиции умиротворенное дыхание тишины. И лишь кружево листьев и тонкая игра цветов смягчает строгую монументальность картины.

Из подлинных картин Шонгауэра сохранились лишь немногие.

Одна из них — «Алтарь Орлиака», названный так по имени донатора Жана д’0рлиака (Кольмар, музей Унтерлинден). В его трех створках («Благовещение», «Поклонение», «Св. Антоний с донатором») отражается духовная возвышенность, воплощенная в спокойной, идеальной красоте, контрастирующей с прозаической сценой, как правило, доминирующей в поздней немецкой готике. Шонгауэр исполнил также три небольших композиции: «Св. Семейство» (Вена, Музей истории искусств), «Рождество» (Мюнхен, Старая пинакотека), «Поклонение пастухов» (Берлин-Далем, музей), — которые являются переложением в живописи некоторых гравюр.

Вместе с тем, серьезные сомнения вызывает атрибуция Шонгауэра алтаря ц. Доминиканцев (Кольмар, музей Унтерлинден). Наконец, в 1931 в соборе Брейзаха на западной стене была обнаружена фреска «Страшный суд» — единственное монументальное произведение, вне всякого сомнения созданное Шонгауэром. Его драматичный рисунок, уникальный для искусства всего верхнерейнского региона того времени, угадывается очень легко, несмотря на плохую сохранность фрески. В традиционном «деисусе» сгруппированы фигуры Моисея и ветхозаветных святых; наверху — Бог-Отец в окружении ангелов с инструментами Страстей; внизу — ангелы, будящие мертвых звоном колокольчика. Композицию дополняют толпы праведников и грешников, ограниченные снизу баллюстрадой.

Гравюры позднего периода творчества Шонгауэра отличаются экономным использованием выразительных средств; в таких листах, как «Явление Христа Марии Магдалине», большие пустые пространства белой бумаги эффектно контрастируют с густым переплетением штрихов. Орнаментальные и геральдические композиции Мартина Шонгауэра принадлежат к числу наиболее изящных произведений позднеготической графики. Он значительно расширил арсенал выразительных средств гравюры, очень точно и тонко передавая в своих произведениях характер пространства и разнообразие фактур предметов при помощи светотени.

Явление Христа Марии Магдалине

Графическое творчество Шонгауэра включает в себя 115 гравюр и сотню рисунков, половина из которых не сохранилась, но известна по копиям того времени.

Эти работы можно сгруппировать по сериям религиозных сюжетов — «Жизнь Марии», «Страсти Христовы» и другие, образцы которых хранятся в Британском музее в Лондоне. В большинстве композиций преобладает духовное напряжение, переданное с пронзительной тонкостью в деталях, в духе реализма верхнерейнских мастеров — «Не тронь меня» (Лондон, Британский музей), «Несение креста»

 Christ bearing his cross.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В 1492, не зная о смерти художника, в Кольмар приезжает Дюрер с единственной целью его увидеть. Вазари сообщает, что Микеланджело, очарованный мастерством Шонгауэра, копировал его «Искушение св. Антония» (Лондон, Британский музей). Последователями художника в той или иной степени были Бальдунг Грин, Дюрер, Грюневальд, Босх, Гольбейн.

Шонгауэр был одним из первых художников, которые подписывали почти все свои произведения (монограмма с крестом и полумесяцем). 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Шонгауер, Мартин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
  • A. von Wurzbach, «Martin Schongauer» (Берлин, 1880 год)
  • D. Burckhardt, «Die Schule M. Schongauers am Oberrhein» (Базель, 1888)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgnorthernrenaissance.jimdo.combibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Мартин Шонгауэр: картины художника



Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.5/5 - (2 голоса)