Юдит Лейстер: жизнь и творчество художника

Юдит Янс Лейстер (нидерл. Judith Jans Leyster, а также Leijster; 28 июля 1609, Харлем — 10 февраля 1660, Хемстеде) — нидерландская художница.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художницы

Творчество

Интересные факты из жизни Юдит Лейстер

Картины Юдит Лейстер

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИЦЫ

Родилась в семье портного и пивовара. В 1633 была принята в Гильдию Святого Луки — союз художников Харлема. В 1636 вышла замуж за художника Моленара, переехала в Амстердам. Родила пятерых детей. Преобладающая часть её работ относится к 1629—1635.

Ранние работы Лейстер, выполненные в Утрехте, полностью отвечают живописным принципам караваджистов. Известны ее полуфигурные изображения Гераклита и Демокрита (собрание Дюгтерен в Арнеме), написанные совершенно в духе X. Тербрюггена. Но на этом, собственно, увлечение караваджизмом заканчивается, хотя в этой или иной форме художница всю жизнь отдавала ему дань.

На рубеже 20-х — 30-х годов она пишет несколько произведений, которые свидетельствуют о глубоком проникновении в живописную манеру Франса Хальса, об увлечении ею. Лейстер создает те же портреты-жанры, что и ее великий учитель.

a-boy-and-a-girl-with-a-cat-and-an-eel

Вскоре после замужества Лейстер переселяется в Амстердам. Здесь наступает еще один перелом в ее творчестве. Художница оставляет хальсовскую манеру.

Немногочисленные произведения этого времени говорят о влиянии Вермеера, хотя она по-прежнему обращается к типу портрета-жанра. Светотеневые эффекты в ее живописной палитре сглаживаются, постепенно исчезают, превращаясь в утонченную игру различных световых и цветовых оттенков. Однако период увлечения вермееровской световой стихией непродолжителен. О поздних произведениях Юдит Лейстер почти ничего не известно. Возможно, что в последние годы жизни она вообще оставила по тем или иным причинам живопись.

ТВОРЧЕСТВО

Юдит Лейстер была ярой последовательницей Франса Хальса, крупнейшего реформатора портретного искусства в Голландии.

Еще до того как попасть в мастерскую Хальса, Лейстер прошла первое профессиональное обучение в мастерской утрехтского караваджиста Хенрика Тербрюггена. Юдит Лейстер научилась у караваджистов отходить от возвышенных и далеких от жизни принципов академизма и обращаться к обыденной действительности, к прозаическому быту простых людей. Особенно характерной для ее художнического темперамента оказалась любовь к эффектам света и тени. Но сюжеты караваджистов, порой грубые и фривольные, в ее творчестве приобрели особую женственность и мягкость, а контрасты света и тени—сглаженность и утонченность.

Картина «Веселые пьяницы» из коллекций берлинской картинной галереи, где изображены типичные среднего класса харлемские буржуа в момент веселого времяпрепровождения, свидетельствует о глубоком проникновении в живописную манеру Франса Хальса. Картины эти, в которых нет ни малейшего элемента дидактики, а лишь искренняя констатация факта, призваны были висеть, конечно, в зале для гостей или столовой, как бы приглашая зрителей последовать примеру их героев.

Юдит Лейстер настолько замечательно усвоила живописные особенности хальсовского письма с его широким смелым мазком, что и по сей день некоторые произведения художницы считаются принадлежащими кисти великого мастера. И все же в целом Лейстер—явление совершенно иного масштаба, чем Хальс. Она—лишь талантливый подражатель, умело развивающий чужие идеи. Голландское искусство того времени было богато такими мастерами. Именно их называли «малыми голландцами».

В некоторых своих произведениях Лейстер демонстрирует известную независимость от хальсовского влияния. Ее «Лютнистка»—пример того, как художница создает свой собственный образ. И лишь резкая светотеневая моделировка свидетельствует о караваджистских тенденциях в ее творчестве.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ЮДИТ ЛЕЙСТЕР

Стала первой женщиной в рядах членов харлемской Гильдии Святого Луки. Несколько её полотен изображают женщин за домашними занятиями, что было новым для живописи 1620—1630-х годов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Harris A.S., Nochlin L. Women Artists: 1550—1950 . New York: Los Angeles County Museum of Art; Knopf, 1976
  • Fox Hofrichter F. Judith Leyster: a woman painter in Holland’s Golden Age. Doornspijk: Davaco, 1989
  • Chadwick W. Women, Art, and Society. London: Thames and Hudson, 1990
  • Welu J.A., Biesboer P. Judith Leyster: a Dutch master and her world. Zwolle: Waanders Publishers; Worcester: Art Museum, 1993
  • Fraser A.I. Judith Leyster. Indianapolis: Indianapolis Museum of Art, 1995

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgpeoples.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: