Роберт Раушенберг: жизнь и творчество художника

Роберт Раушенберг (22 октября 1925, Порт-Артур, Техас — 12 мая 2008, остров Каптива, Флорида) — американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма, а затем концептуального искусства и поп-арта.

Содержание

Биография Роберта Раушенберга

Творчество Раушенберга

Интересные факты из жизни художника

Картины Роберта Раушенберга

Библиография

Биография Роберта Раушенберга

Внук немецкого иммигранта и индианки из племени чероки. Учился в Художественном институте в Канзас-Сити, затем в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине, где его учителем был Джозеф Альберс.

В 1949 году Раушенберг поселился в Нью-Йорке, начал работать оформителем витрин, посещал арт-школу Art Students League. С 1950 по 1953 год был женат на художнице Сьюзен Вейлль, с которой познакомился в Академии Жюлиана. В этом браке родился сын Кристофер, ставший фотографом. С 1954 по 1961 год жил вместе со своим бойфрендом — художником Джаспером Джонсом. Пара художников активно обменивалась идеями, участвовала в создании работ друг друга, но никогда не делала объекты с двойным авторством.

В 1951 году состоялась первая персональная выставка Раушенберга в галерее Бетти Парсонс, не имевшая успеха у критиков.

В 1958 была организована его персональная выставка в галерее Кастелли, благодаря которой он стал известен. Был дружен с Джоном Кейджем, Мерсом Каннингемом, Саем Твомбли и Энди Уорхолом.

В 1970 году Раушенберг купил дом на острове Каптива неподалеку от побережья Флориды, который превратил в свою мастерскую.

В 1977 году в Музее изящных искусств в Вашингтоне открылась ретроспективная выставка художника, в которой он представил свои самые известные работы, затем последовало турне по США.

12 мая 2008 года Раушенберг скончался в своем доме на острове Каптива.

Творчество Раушенберга

В начале 50-х годов Роберт Раушенберг прошёл через три стадии создания живописных работ:

«Белая живопись» — на белом фоне изображены только черные цифры и некоторые фигуративные символы.

«Черная живопись» — на полотно наклеивались обрывки скомканных газет, и все это покрывалось черной эмалью.

«Красная живопись» — абстрактные живописные полотна в красных тонах частично с наклейками из газет, ржавых гвоздей, фотографий, шпагата и т. п.

В 1953 году Раушенберг стёр рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием «Стёртый рисунок Де Кунинга», тем самым затронув вопрос о природе искусства.

С середины 50-х годов Раушенберг начинает создавать пространственные объекты, которые называет «комбинированными картинами»:

«Одалиска» (атласная подушка, чучело курицы, фотографии и репродукции, 1955—1958) (Музей Людвига, Кёльн).

«Кровать» (1955) — настоящая кровать Раушенберга, забрызганная краской и поставленная вертикально.

«Монограмма» (1955—1959, Стокгольмский музей современного искусства) — чучело барана с туловищем, продетым внутрь автомобильной шины.

В конце 50-х годов Раушенберг освоил технику фроттажа (натирания, введенную в искусство Максом Эрнстом ещё в 1925 году) для перевода журнальных или газетных фотографий на бумагу и другие поверхности. Раушенберг активно использовал её для создания графического цикла из 34 иллюстраций к «Аду» Данте в стиле поп-арта (1959—1960, Нью-Йоркский музей современного искусства).

В начале 60-х годов Раушенберг прекратил создавать «комбинированные картины».

В 1962 году он освоил технику шелкографии и создал в ней ряд крупных произведений. Одна из картин этого ряда «Путь в небо» (Skyway, 1964, Музей искусств Далласа). На ней поп-культурные символы (например, американские астронавты) соседствуют с образами Рубенса.

В 1967 году он создает ещё одну программную графическую работу — огромную литографию с элементами шелкографии (182 x 89 см) Booster. Это самая большая из созданных когда-либо литографий.

В поздние 60-е и 70-е годы Раушенберг был вовлечен в сферу перформанса, хэппенингов и других театрализованных акций.

Оформлял спектакли Триши Браун.

Интересные факты из жизни художника

  • В 80-е годы было опубликовано несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые накопились за годы использования фотонаработок в коллажах.
  • Жена Раушенберга Сьюзен Вейлль бросила его «по причине бисексуальности мужа».
  • В первой половине 50-х он разработал новый стиль и назвал его «комбинированной живописью», позже этот стиль стал основой поп-арта.
  • После получения Раушенбергом главного приза на Венецианском биеннале, Ватикан выступил с заявлением об «упадке мировой культуры», благодаря чему цены на его картины выросли в несколько раз.
  • Начиная с 1986 года и до самой смерти Раушенберга, каждый год автомобильная компания BMW предоставляла ему один автомобиль для росписи в рамках проекта BMW Art Car Project, в котором также принимали участие Дэвид Хокни, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн.
  • Одна из самых известных работ Раушенберга — «Стертый де Кунинг», на которой он якобы стер рисунок, сделанный де Кунингом.

Библиография

  • Томкинс К. Жизнеописания художников. — Москва: V-A-C press, 2013. — 272 p. — 1500 экз. — ISBN ISBN 978-5-9904389-2-7.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: domohahaska.livejournal.comru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: