Павел Свиньин: жизнь и творчество художника
Па́вел Петро́вич Тугой-Свиньи́н (8 (19) июня 1787, усадьба Ефремово Галичского уезда Костромской губернии, Российская империя — 9 (21) апреля 1839, Петербург, Российская империя) — русский писатель, издатель, журналист и редактор, художник, историк, географ прото-славянофильских убеждений. Неутомимый собиратель русских древностей, первый издатель журнала «Отечественные записки».
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился в усадьбе Ефремово Галичского уезда в семье лейтенанта флота Петра Никитича Свиньина и Екатерины Юрьевны Лермонтовой.
Учился в Благородном пансионе при Московском университете. Дебютировал в печати в 1803 году (пансионский журнал «Утренняя заря»). Служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел.
В 1811—13 годах служил секретарём русского генерального консула в Филадельфии.
В 1813 году служил при Главной квартире русской армии в Германии.
В 1814 году вернулся в Россию. Издал несколько книг путевых очерков (1814—18). В 1818—1830 годах издавал журнал «Отечественные записки».
В 1824 году вышел в отставку с чином статского советника и занимался литературной и издательской деятельностью. Выпустил книги «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (ч. 1—5, 1816—1828), «Указатель главнейших достопримечательностей, сохраняющихся в Мастерской Оружейной палаты» (1826).
Был действительным членом Академии художеств и членом Российской академии (1833), а также состоял в реакционной «Беседе любителей русского слова».
ТВОРЧЕСТВО
Действуя в рамках принятого в Академии художеств классицистического канона, Свиньин утверждал наличие мировой универсальной сокровищницы искусства, существование которой возможно благодаря автоматизму визуального удовольствия. Соответственно, назначение критика виделось ему в том, чтобы отделять «зерна от плевел» и приобщать профанных зрителей к неприкасаемой «классике», то есть знакомить с художественными правилами. В этом качестве Павел Петрович взялся описывать не только выставки Академии, но и частные коллекции, выявляя в них произведении «хорошего», или «изящного» вкуса.
Вторая задача, которую он ставил перед собой, – обнаружить «русские творения» и «русских художников», собрав их произведения и имена на страницах «Отечественных записок».
Составив своего рода виртуальную галерею, он рассчитывал утвердить за Россией статус полноправного члена мирового художественного производства. «Как иностранцам, – убеждал Свиньин, – иметь об нас верное понятие, когда мы сами себя не знаем; как им на счет нас не заблуждаться, когда мы сами себя не понимаем?» В этом отношении он чувствовал себя первооткрывателем культурных миров и создателем нового знания об отечестве.
Своим творчеством Свиньин не разрушал канона «идеальной формы» и даже не подвергал его сомнению. Он лишь доказывал, что в России много произведений, а среди ее жителей много художников, работы которых соответствуют его нормам.
Что отличает «совершенного художника» по Свиньину? Достоинства выбранной темы, верность и тщательность изображения, «дар избирать лучшую сторону описываемых им предметов, счастливо схватывать главные отличающие их черты и строго наблюдать им одним свойственный характер».
Все эти требования вполне созвучны академическим трактатам.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
У художника очень интересные родственные связи. Он брат сенатора П. П. Свиньина, зять А. А. Майкова (Павел Свиньин был женат на Надежде Аполлоновне Майковой), тесть А. Ф. Писемского (его дочь Екатерина Павловна была женой костромского помещика Алексея Писемского, известного в своё время писателя). Поэт М. Ю. Лермонтов приходился ему двоюродным племянником.
Как чиновника, особенно хорошо знавшего английский язык, его послали в 1813 году к генералу Моро, жившему в изгнании в Америке, с приглашением от русского императора возглавить русскую армию в заграничном походе против Наполеона. С успехом исполнив ответственное поручение, Свиньин сопровождал революционного героя в Россию.
Свиньину принадлежал так называемый «Русский Музеум» — собрание произведений живописи, скульптуры, предметов старины, рукописей вместе с нумизматической и минералогической коллекциями. В 1834-м финансовые затруднения вынудили его распродать свои коллекции.
Был знаком с Ф. В. Булгариным, А. С. Грибоедовым, Н. И. Гречем, И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным и другими русскими писателями. Многие из них посещали литературные вечера на квартире Свиньина. Высказывались предположения, что сюжет комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» восходит к рассказам о командировке Свиньина в Бессарабию в 1815 году.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Ковалева Л., Резепин П. Предисловие // Свиньин П. Американские дневники и письма (1811–1813). М., 2005
- Люзебринк Х.-Ю. Цивилизация // Мир Просвещения: исторический словарь / под ред. В. Ферроне и Д. Роша. М., 2003
- Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России: стиль империи или империя как стиль. М., 2001
- Врангель Н. Н. Иностранцы в России // Врангель Н. Н. Венок мертвым. СПб., 1913
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, pandia.org, иpeoples.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Павел Свиньин: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook