Северное Возрождение в живописи

Северное Возрождение возникло во Франции, Германии и Нидерландах позже, чем в Италии. Устои средневековья без особой охоты уступали дорогу новым идеям. Эпоха Северного Возрождения ограничивалась первой третью 15 – 16 веками.

Готика и мистика слились с классицистическим духом нового времени.

Художественные произведения мастеров кисти Северного Возрождения были острее живописи итальянцев, они показывали интерес к индивидуальности человека и его окружению. Эти работы ярко выражали принцип Божественной гармонии. А полотна мастеров из Германии, Голландии и Франции в мельчайших деталях показывали религиозность своих авторов. Создается впечатление, что они боготворят листик на дереве и растение на земле.

Главной особенностью живописи этого стиля является натурализм.

Чтобы придать персонажам из Библии подобие с натурщиками художники старались подчеркнуть индивидуальность. Это видно в картинах Х. Бальдунга Грина, Я. ван Эйка и А. Дюрера, который соединял натурализм готики с экспрессивностью и идеализированным классицизмом. В отдельных работах натурализм иногда выражался в грубой, и нередко отталкивающей форме.

Я. ван Эйк. Гентский алтарь с раскрытыми створками

Еще одной особой чертой искусства данного стиля является экспрессивность. Образ человека на картинах выглядит динамичным, пропорции деформированы. Персонажам, драпировке, одежде также свойствены экспрессия и некая напряженность. В живописи творцов Северной Европы наблюдаются отстраненность и мистика. Художники одевают натурщиков в современные наряды и тщательно выписывают их детали.

Художники Северного Возрождения

Бернхард Штригель, Ганс Гольбейн Младший, Ганс Мемлинг, Герард Давид, Жан Фуке, Жан Эй (Муленский мастер), Иероним Босх, Иоахим Патинир, Йоахим Эйтевал, Конрад Виц, Лукас Кранах Старший, Мабюз, Мартин Шонгауэр, Питер Брейгель Старший, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Ханс Бальдунг, Хуго ван дер Гус, Ян ван Хемессен, Ян ван Эйк, Ян Провост

В основу философии Северного Возрождения положен пантеизм (то есть обожествление мира, природы).

Брейгель Падение мятежных ангелов

Искусство будто растворяет Бога в окружении природы. Поэтому она наделена божественными атрибутами: она вечна, бесконечна, безгранична. Пантеисты утверждали, что всякая природа достойна, чтобы ее изображали. Это представление спровоцировало появление в стиле отдельного жанра – пейзажа.

В конце 15 столетия в немецкой живописи Северного Ренессанса возник портрет. Картины художников из Германии отличались от работ их итальянских коллег. Последние преклонялись перед человеком и стремились создать идеал красоты, а немецкие мастера были холодны к этой стороне жизни. Они стремились передать характер человека, выразить эмоции образа. Ключевым в Итальянском Возрождении была эстетика, в Северном же – этика.

В направлении Северного Ренессанса (особенно в Нидерландах) развился жанр бытового полотна. Нидерландские мастера виртуозно писали свои работы: любую мелкую деталь изображали очень тщательно.

Их картины были увлекательны для зрителей: чем дольше смотришь, тем больше видны забавные детали.

Мадонна с младенцем и каноник Йорис ван дер Пале, Ян ван Эйк

Определение Северного Возрождения используют при описании периода Ренесанса в северной части Европы, обобщенно – на всей ее территории за северной границей Италии. Данное направление не было монотонным. Иначе говоря, во всех странах у него были определены специфические характеристики.

Культурология выделяет Возрождение в Испании, Германии, Англии, Франции, Нидерландах. В его основе — гуманизм.

У Северного Возрождения имеется тесная связь с итальянской живописью этой эпохи, однако существует ряд характерных особенностей, а именно: влияние готики, меньший акцент на анатомии и античности, детальная и тщательная манера письма.

Самые известные полотна Северного Возрождения принадлежат живописи Нидерландов, в частности кисти братьев ван Эйк, Р. ван дер Вейдена, Х. Мемлинга, Р. Кампена, Г. ван дер Гуса и прочих. К позднему периоду относятся работы Босха и Брейгеля. К представителям данного направления в Германии причисляют: М. Грюневальда, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха-старшего, А. Альтдорфера, Гольбейна и других. Во Франции к Северному Возрождению относят Ж. Фуке, Ж. Гужона, обоих Клуэ.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Проголосуйте