Северное возрождение в живописи

Ренессанс был явлением только культуры Италии до конца XV века. Однако, на рубеже XV-XVI веков культура Возрождения преодолела национальную границу Италии и быстро разлетелась среди стран Западной Европы— во Франции, Нидерландах и Германии. Каждая страна обладала своими особенностями в формировании культуры Возрождения.

Наиболее необыкновенный характер Северного Ренессанса выразился в художественной культуре Германии и Нидерландов.

Главные центры искусства: Аугсбург, Антверпен, Амстердам, Галле, Нюрнберг.

Термин «Возрождение» использовался достаточно условно в отношении культур этих стран. Так как ее образование опиралось на идеи религиозного обновления, а не на возрожденное античное наследие. Однако, сущность процессов, которые происходили и в Италии, и в данных странах была общей — становление буржуазного гуманизма, расшатывание феодального мировоззрения, рост самосознания человека.

Продвижение Северного Ренессанса осуществлялось на совершенно другой почве и запоздало на целое столетие по сравнению к итальянскому. В Италии основа гуманизма – это философо-языческие античные учения . В северных странах он базироваля на воскрешении демократической религии ранних христиан с ее требованием социального равенства. Если идеал итальянского Ренессанса — это сильный героический человек, то в северных странах — любовь христиан к ближнему. Поэтому в художественной культуре Северного Возрождения осталось намного больше черт средневекового мировоззрения, символики, религиозного чувства, она более архаична, более условна по форме и меньше знакома с античностью.

Философская основа Северного Возрождения — пантеизм (обожествление природы и вселенной).

Питер-Брейгель-Вавилонская-башня

Это учение растворяет Бога в природе, не отрицая прямо его существование, наделяет божественными атрибутами, такими, как бесконечность, вечность. Пантеисты полагали, что в каждой частичке мира есть частичка Бога, и делали вывод, что каждое проявление природы необходимо изображать. Такое представление привело к возникновениюв пейзажа в художественной культуре Северного Возрождения, как самостоятельного жанра.

Художники северного возрождения

Альбрехт Альтдорфер, Альбрехт Дюрер, Бернхард Штригель, Ганс Гольбейн Младший,Ганс Мемлинг, Герард Давид, Жан Фуке, Жан Эй (Муленский мастер), Иероним Босх,Иоахим Патинир, Йоахим Эйтевал, Конрад Виц, Лукас Кранах Старший, Мабюз, Мартин Шонгауэр, Питер Брейгель Старший, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Ханс Бальдунг,Хуго ван дер Гус, Ян ван Хемессен, Ян ван Эйк, Ян Провост.

В последней трети XV века в Германии возник и начал развиваться портрет в искусстве Северного Ренессанса. Немецкий портрет отличается от портретной живописи Возрождения Италии. Если итальянские художники творили идеал красоты, то немецкие мастера были равнодушны к красоте, для них основное – передавать характеры, добиться эмоционального выражения образа. В Возрождении Италии на первый план выступала сторона эстетическая, в Северном — этическая.

В творчестве Северного Ренессанса сформировался и развивался (в первую очередь в Нидерландах) такой жанр, как бытовая картина.

Нидерландские художники отличались необычайной виртуозностью письма: любая мелкая подробность представлялась с большой тщательностью. Это придавало картинам большей увлекательности для зрителя: чем больше разглядывать, тем больше искать интересных деталей.

Портрет-четы-Арнольфини,-Ян-ван-Эйк

Основное различие между Северным Возрождением и итальянским состоит в том, что для Италии характерно стремление к восстановлению античной культуры, светской образованности, освобождению от церковных догм, тогда как в Северном Возрождении на главном месте были вопросы обновления католической церкви и ее учения, религиозного совершенствования. Северный гуманизм довел до реформации и протестантизма.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Проголосуйте