Филипп Густон: жизнь и творчество художника
Филипп Густон (англ. Philip Guston), наст. имя Филипп Гольдштейн (27 июля 1913 года, Монреаль — 7 июня 1980 года, Вудсток, Нью-Йорк) — американский художник.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился в Канаде, в семье еврейских эмигрантов — выходцев из России, родители художника приехали в Америку из Одессы. Вскоре семья переезжает в Лос-Анджелес. Рисовать начал уже в юношеские годы, вначале комиксы.
Обучение начал в Школе рисования в Кливленде. В годы учёбы (30-е гг. XX ст.) уделял внимание прежде всего созданному Джорджо ди Кирико стилю метафизический реализм, а также фресковой живописи старых итальянских мастеров — Андреа Мантеньи, Мазаччо, Паоло Уччелло.
В конце 30-х Ф.Густон работает в рамках государственной программы развития в области пропагандистской, настенной живописи, однако к началу 40-х годов возвращается к живописи станковой.
В 1960-х творчество Филипа Гастона получило признание и оказало сильное влияние на многих художников, среди которых Георг Базелиц, Юлиан Шнабель и других.
ТВОРЧЕСТВО
В его творчестве соединилась пластика и лапидарная графическая фигуративность, в чем сказалось увлечение комиксами и карикатурой в молодости. Он пробует себя в разных ипостасях, в частности он создал серию работ в жанре абстрактного экспрессионизма, и тем не мение со временем вернулся к фигуративному искусству.
В отличие от Поллока, который дает пример узкого типа инновации, в Густоне легко различить множество традиций. Прежде всего — европейских. Среди них, бесспорно, на первое место следовало бы поставить Пикассо. Его абстрактные полотна наследуют пикассовскому типу кубистического построения пространства, при котором пластический центр картины воспроизводит максимальную интенсивность цвета, а периферия полотна постепенно истаивает, растворяется в белесом фоне.
В 1930-х годах Густон участвовал в мексиканских стенных росписях дворца императора Максимиллиана, что, как считают историки, одновременно укрепило его тягу к большим форматам и левые политические симпатии.
На рубеже 1947/1948 годов художник пишет свою первую абстрактную картину «Палачи» (The Tormentors). В конце 40-х и в 50-е годы XX столетия художник работает в стиле абстрактного экспрессионизма. В то же время обращение к сюжетам, навеянным событиями двух мировых войн сближает его полотна с экспрессионистской живописью Макса Бекмана.
Вернуться к фигуративности от абстрактных полотен, насыщенных розовым и серым, Густона заставила гражданская совесть человека, пережившего вторую мировую и вьетнамскую войны. В это время он часто воспроизводит и перерабатывает в новых работах сюжетные мотивы своих ранних картин из 30-х годов (например, тема преступлений, творимых Ку-Клукс-Кланом).
Когда кто-то спросил Густона, не выражают ли его картины некоторого пессимизма, он усмехнулся: «Нет, тут не пессимизм — тут просто обреченность».
Эта обреченность приняла в 70-е годы совершенно иной фигуративный и пластический язык. Если в 30-х он еще изображал нечто социально объективное («Бомбардировки», 1938), то в 70-х в его картине «Живопись. Курение. Еда» (1973) мы видим примитивный рисунок человека, прикованного к постели и знающего, что смерть так же близка, как больничный обед.
От Вилема де Кунинга остались только широкие мазки, но рука Густона сохраняла сдержанный жест, что придает характеру его мазков масштаб, близкий к ранним полотнам Мондриана (стиль «плюс и минус»).
В этой ручной жестикуляции скрывается особая ментальность его полотен. Именно эта концентрация пластической выразительности на линии как следе жеста сделала его фигуративные композиции последних лет столь органичными. В них в непривычно крупном масштабе мы видим рисуночки, которые обычно делают на маленьких клочках бумаги с необыкновенной свободой графического жеста, почти не зависящей от зрительного опыта и проверяемой им только в общей компоновке пятен.
Этим они, в частности, отличаются от близких к ним по графике черных линий с цветовыми пятнами на полотнах Леже, который, скорее, исходил из идеи витража с его крепкой пригонкой линий и контуров друг к другу.
И все эти полотна Густона обычно окрашены в два цвета — розовый, переходящий в красный, и серый, переходящий в черный.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Настоящая фамилия американского художника – Гольдштейн, которую он со временем заменил на Густон.
Интересным фактом в искусстве этого художника является то, что он создавал свои новые картины на основе уже когда-то созданных картин, что выделяло его среди других мастеров.
Отец художника, кузнец по профессии, смог в Лос-Анджелесе найти работу только в качестве дворника. Он повесился в сарайчике, во дворе собственного дома. Там Густон нашел и обрывок веревки, который затем время от времени появляется в его полотнах.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Barbara Hess «Abstrakter Expressionismus», Köln 2005
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: 8-poster.ru, ru.wikipedia.org, old.codered.ru, news.bbc.co.uk
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Филипп Густон: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook