Ян Тороп: жизнь и творчество художника
Ян Теодор Тороп (нидерл. Johannes Theodorus Toorop, 20 декабря 1858, Пурвореджо, Ява — 3 марта 1928, Гаага) — крупнейший представитель символизма в нидерландской живописи.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился в 1858 году на Яве в смешанной семье. С 1869 года семья жила в Нидерландах.
Тороп учился в школе сначала в Лейдене, затем в Винтерсвейке, с 1875 года в Гааге, где он знакомится с представителями гаагской школы живописи, отличающейся реалистическим направлением. В течение двух лет Тороп учился в Высшей технической школе Делфта, и одновременно в Делфте брал уроки живописи у Пауля Тетара ван Элвена. Затем он два года посещал Государственную академию изобразительных искусств в Амстердаме, а с 1882 года учился в Академии изящных искусств в Брюсселе.
В Бельгии Тороп оставался до 1886 года, посетив Англию, где познакомился с Уистлером и изучал творчество прерафаэлитов, которое произвело на него глубокое впечатление. Он также впервые посетил Париж, в это время фактически главный мировой художественный центр.
12 мая 1886 года Тороп женился на англичанке Энни Холл. В том же году они переехали в Англию, а в 1890 году — в Нидерланды (Катвейк-ан-Зее). В 1890 году родилась дочь Чарли, в будущем известнейшая художница.
В Нидерландах он вступил в базирующуюся в Нордвейке художественную группу «Восьмидесятников» (нидерл. de Tachtigers).
В 1892 году он вступил в сообщество розенкрейцеров. В том же году в Гааге прошла его первая персональная выставка, на которой экспонировались лишь символистские произведения.
В 1895 году он выполнил свою первую гравюру на дереве, в дальнейшем графика и иллюстрации занимали существенное место в его творчестве.
В 1898 году он уже является признанным во всём мире художником, его персональные выставки проходят в том числе в Мюнхене, Дрездене и Копенгагене, в 1900 году он выставляется в Вене на Сецессионе.
С 1899 по 1904 год Тороп жил в Катвейке, затем с 1904 года в Амстердаме. Летом он на несколько месяцев выезжал в Домбург в провинции Зеландия. В 1905 году Тороп, бывший с детства протестантом, перешёл в католицизм, и большую часть времени после этого жил в Домбурге.
С 1908 года Тороп жил в Неймегене, с 1916 года до смерти — в Гааге.
В 1916 году он начал работу над четырнадцатью станциями процессии несения Креста для католической церкви святого Бернульфа в Остербеке, пригороде Неймегена. В 1917 году он был частично парализован, но всё же закончил станции, которые были освящены в 1919 году.
Последние годы Ян Тороп был прикован к инвалидному креслу. В последние годы он практически не писал маслом, создавая лишь графические произведения и акварели. Тороп умер 3 марта 1928 года в Гааге.
Произведения художника представлены в голландских музеях — в Гааге, Амстердаме и Оттерло.
ТВОРЧЕСТВО
После ранних произведений, выполненных под влиянием импрессионизма, Тороп осуществляет два путешествия в Англию (1884 и 1886), где открывает для себя искусство Блейка и прерафаэлитов. Во время пребывания в Бельгии на Торопа большое влияние оказало творчество символиста Джеймса Энсора. Его стилизованное, изысканное по своей сути графическое искусство свидетельствует о влиянии Бердсли (плакат для «Delftsche Staolie», литография, 1895).
В конце 1880-х годов Тороп писал картины в стиле пуантилизма и стал первым нидерландским художником, использовавшим эту технику. Постепенно, однако, он сместился к символизму. В 1893 году он написал самое известное своё произведение в стиле символизма, «Три невесты».
От символизма Тороп постепенно переходит к ар-нуво. После 1900 Тороп возвращается к более простой и более разнообразной по колориту эстетики, в которой сочетается влияние неоимпрессионизма и Ван Гога («Канал вблизи Мидделбург», 1907).
Его творчество после 1905 года характерно тематикой религиозного символизма, а произведения выполнены в стиле, близком к пуантилизму. Последняя работа в пуантилистском стиле датируется 1907 годом. Свои мистические идеи мастер воплощал в ирреальных существах, живущих в загадочном мире магии и символов Произведения Торо па поражают мастерством исполнения, они экзотичны м декоративны, что напоминает об индонезийском детстве художника.
Он сыграл значительную роль в развитии европейского и голландского искусства конца XIX в., в частности имел влияние на раннего Мондриана. Обратившись к католицизму, он снова использует возможности декоративного и монументального религиозного символизма, в котором заметны уроки кубизма. Тороп создал также витражи для церкви Синт-Йозефкерк в Нимегени.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Во многих городах Нидерландов, в том числе в Гааге и Амстердаме, есть улицы Яна Торопа.
В 1923 году он выполнил эскиз двухцентовой почтовой марки.
БИБЛИОГРАФИЯ
- H. Kraaij, Een feest van herinnering. Domburg en de kunstkolonie van Jan Toorop en zijn kring, Studio 2000 Magazine 9 2000
- F. van Vloten, Tussenstation Wenen. Jan Toorop van Katwijk naar Domburg, Zeeuws Tijdschrift 49 1999
- I.W.L. Moerman, De Katwijkse jaren van Jan Toorop, Leids Jaarboekje 91 1999
- J. de Vries, Jan Toorop, schilder voor de gemeenschap, in: H. Beliën, M. Bossenbroek en G.J. van Setten, In de vaart der volken. Nederlanders rond 1900. Uitgeverij Prometheus, 1998
- M. Jager, Een feilloze hand van tekenen. Onbekende werken van Jan Toorop in Slot Zeist, Studio 2000 magazine 5 1996
- I. Gerards, Jan Toorops beeld van de vrouw, Kunstschrift 1994
- R. Siebelhoff en A.J. Sleyster, Jan Toorop in Katwijk aan Zee, Katwijk 1985
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, nl.wikipedia.org, azh.com.ua, изобразительное исскуство РФ
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Ян Тороп: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook